Общество

  • Общественная палата Вологодской области
  • Экспертный общественный совет при Губернаторе области
  • Консультационный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям
  • Координационный совет по взаимодействию с политическими партиями
  • Общественные организации
  • Средства массовой информации
  • Епархия и действующие храмы
  • Доклад о состоянии гражданского общества в Вологодской области
    Межкомиссионная рабочая группа по подготовке
    доклада Общественной палаты Вологодской области


    Ильин В.А. (председатель), Ушаков А.Ф. (заместитель председателя), Базанов Ю.М., Беляков С.Л., Данилова О.М., Замараева Т.В., Калясин В.М., Мильков Л.А., Росляков В.П.

    Пресс-секретарь Косыгина К.Е.

    Доклад о состоянии гражданского общества в Вологодской области. – Вологда: Общественная палата Вологодской области, 2010. – 32 с.

    Доклад «О состоянии гражданского общества в Вологодской области» подготовлен в соответствии со ст.16 Закона «Об Общественной палате Вологодской области» от 2 июля 2008 г. № 1811-ОЗ.

    Доклад является первой попыткой познакомить читателя с современным состоянием гражданского общества в регионе, дать количественную и качественную оценку общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовать свои интересы и инициативы.

    Доклад утвержден на заседании Общественной палаты «07» апреля 2010 г.
    Оглавление



    Введение
    Статистический портрет некоммерческого сектора
    Профессиональные союзы
    Политические партии
    Общественные объединения ветеранов и инвалидов
    Детские и молодежные общественные объединения
    Развитие женского движения
    Религиозные организации
    Общественные советы
    Власть и гражданское общество
    Бизнес и гражданское общество
    Гражданское общество и СМИ
    Деятельность НКО в природопользовании и охране окружающей среды
    Правозащитная деятельность НКО и юридическая помощь населению
    Благотворительность и добровольчество
    Государственная поддержка НКО
    Предложения по развитию институтов гражданского общества
    Заключение


    Введение

    В первом десятилетии нового века внимание российской власти к проблеме гражданского общества заметно усилилось. На смену либеральным декларациям 1990-х годов, провозглашавшим неограниченную свободу и главенство принципов частной собственности в противовес принципам социальной ответственности и справедливости, пришли попытки государственного влияния на процессы самоорганизации общества.
    Гражданское общество осуществляет следующие задачи:
    передает государству сигналы о потребностях общества (информационная задача);
    корректирует с учетом потребности конкретных людей общие правила поведения, которые внедряет государство (нормотворческая задача);
    в ситуации острого государственного (экономического, политического) кризиса выступает силой, которая за счет самоорганизации граждан способна сохранить социум от распада и вырождения (задача нравственной устойчивости).
    Не случайно в последнее время гражданское общество стало рассматриваться как один из механизмов преодоления стоящих перед страной трудностей, активизации человеческого фактора, сплочения и мобилизации граждан. Такое понимание не было повсеместным, вначале оно возникло в высших эшелонах российской власти, которая инициировала первое знаковое мероприятие нового века – проведение Всероссийского Гражданского форума (ноябрь 2001 г.). Затем последовало создание Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (ноябрь 2004 г.), создание Общественной палаты Российской Федерации (апрель 2005 г.).
    Постепенно тема гражданского общества стала захватывать региональный уровень власти. 2009 год был ознаменован началом работы Общественной палаты Вологодской области.
    По определению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, «Гражданское общество во всем мире является оборотной стороной государства… Гражданское общество – это человеческое измерение любого государства. Оно хотя и действует внутри законодательного поля, но по собственным, людским законам, которые не всегда, кстати, носят юридическую форму».
    Существуют две трактовки понятия «гражданское общество». Согласно первой, гражданское общество — это особое четко очерченное общественное пространство. В России для него существует обозначение: «третий сектор» (наряду с «первым сектором» — государством и «вторым сектором» — бизнесом).
    По другой концепции, уровень гражданского развития общества зависит от того, насколько гражданские ценности и нормы укоренены и действенны в каждой социальной сфере — государственном управлении, экономике, армии и т.д. Гражданское общество тем самым предполагает особое качество социальных взаимодействий, его наличие означает преобладание гражданского образа действий и демократических убеждений у его членов.
    В настоящем докладе гражданское общество в Вологодской области рассматривается относительно состояния и развития его институтов, а не всего общества в целом.
    Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. выдвинул идею модернизации экономической и политической системы страны. При этом гражданское общество выступает одной из главных движущих сил модернизации. Однако его специфика такова, что оно не может полноценно функционировать вне определенной системы ценностей, исторически выработанных и принятых самим социумом, а не «спущенных сверху». Точкой соприкосновения импульсов, исходящих от власти, и чаяний масс является взаимно заинтересованный поиск ответов на вопросы о путях преодоления равнодушного отношения между людьми, выстраивания совокупных общественных отношений, нацеленных на главную ценность – человека.
    Настоящий доклад «О состоянии гражданского общества в Вологодской области» подготовлен в соответствии со ст.16 Закона «Об Общественной палате Вологодской области» от 2 июля 2008 г. №1811-ОЗ. Доклад является первой попыткой оценить современное состояние гражданского общества в регионе, дать количественную и качественную характеристику общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовать свои интересы и инициативы.
    Доклад учитывает широкий спектр мнений членов Общественной палаты Вологодской области, лидеров общественных объединений, общественных экспертов, государственных и муниципальных служащих, что позволяет находить точки соприкосновения и предпринимать совместные действия по решению проблем гражданского общества в регионе.
    При подготовке доклада также использованы материалы Общественной палаты Российской Федерации, учетные данные Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области, результаты исследований Института социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда).