Меню

Религия

Арсений игумен Комельский, Вологодский (Сахарусов), преподобный

Арсений игумен Комельский, Вологодский (Сахарусов), преподобный

† 1550 год, память 24 августа/6 сентября

Преподобный Арсений родился в Москве, во второй половине XV века, но в каком именно году, неизвестно. По происхождению был из рода бояр Сахарусовых. Он рано начал тяготиться шумом столицы и почувствовал отвращение к мирской жизни, хотя по нравам рождения мог иметь большие успехи, приобрести честь и богатство.

В те времена обитель святой Троицы была прославлена подвигами своего основателя Сергия, уже причисленного тогда к лику святых. Юный боярин решил принять иноческое пострижение в этой обители.

Не легка была жизнь для молодых и новоначальных иноков в многолюдной обители Сергеевой! Кроме строгого исполнения, обязательного для всех повседневного монашеского правила, каждый инок должен был пройти длинный ряд различных послушаний, начиная с самых низших и трудных - службы на скотном дворе, в монастырских огородах и полях, привратником, в поварне и хлебне, в братской трапезе и церкви. При всём при этом инок совершенно отрекался от своей воли и подчинял себя воле старца-наставника, пока, наконец, достигал права пользоваться услугами других в тишине своей кельи.

Молодой инок Арсений совершенно предал себя иноческим трудам, со всем усердием он начал проходить монастырские послушания: в числе первых приходил в церковь и всегда первым являлся на послушания, охотно исполнял то, что не успевали сделать другие. Трудами и постом изнуряя тело, он в тоже время старался укреплять душу свою молитвой, чтением книг, их переписыванием, то для своего монастыря, то для других церквей.

Такая примерная, труженическая жизнь и высокие добродетели не могли не обратить на него внимания братии и не могли не снискать ему всеобщей любви и уважения, поэтому, когда в 1525 году в сентябре игумен Порфирий отказался от управления монастырём, вся братия единогласно избрала Арсения на его место, как самого достойного. Но это избрание, лестное для других, показалось смиренному подвижнику тяжёлым бременем, которое он согласился принять на себя только из послушания. В сане игумена богатого монастыря Арсений не изменил своей любви к нищей жизни, посту и честь игуменства своего поставлял в том только, чтобы служить всем и трудиться больше других.

В то время многие окрестные монастыри и пустыни были подчинены Троицкому монастырю и игумен Троицкий наблюдал за хозяйством и образом жизни братии. Преподобный Арсений и эту обязанность старался исполнить в точности; несмотря на то, что многолюдство его собственного монастыря требовало неусыпных трудов и надзора со стороны игумена, он находил ещё время посещать и эти монастыри, чтобы лично наблюдать за ними и собственным примером руководить братией. Особенно он любил посещать обитель преподобного Стефана Махрищкого, находившуюся только в 35 верстах от Троицкой, чтобы в её пустынном безмолвии хотя бы немного успокоиться и приобрести новые силы к прохождению своей должности. Там однажды махрищский игумен Иона объявил ему, что благоговейный инок Герман уже столетний старец вышедший ночью из своей кельи, увидел огонь, горящий под древесными ветвями над местом погребения преподобного Стефана и когда ужаснувшись необычайности видения, поспешил сказать ему о том, то и он сам из окна своей кельи увидел тот огонь, как бы луч света, сиявший от могилы Стефана. Арсений, приняв это за знамение благодати Божьей, дарованной Стефану, приказал поставить над могилой его гробницу, осенить её покровом и зажечь перед ней большую свечу, затем, совершив божественную литургию, установил, чтобы с тех пор ежегодно праздновалась в обители память преподобного.

Если бы преподобный Арсений не был возведён на высокую степень игумена и оставался по-прежнему в числе братства, не обращая на себя особого внимания других, то может он и не подумал бы никогда оставить Троицкую обитель, в которой принял иноческое пострижение, дал обещание пребывать до смерти и провёл уже столько лет. Но начальство над братией, неизбежные встречи с богатыми и сильными мира, всеобщий почёт и уважение, оказываемое ему, как приемнику Сергиеву лежало тяжёлым бременем на душе подвижника. Чтобы в уединении всецело посвятить себя на служение единому Богу он решил тайно оставить обитель и удалиться в незнакомые места.

Выйдя из монастыря, преподобный Арсений обошёл много лесов и пустынных дебрей, ища для себя удобного места и, наконец руководимый Промыслом, достиг вологодской стороны. Здесь, не задолго перед тем временем (около 1525 года), на расстоянии 40 вёрст к северо-западу от города Вологды, в верховьях малой речки Бабайки (впадает в реку Маслянку - приток реки Вологды) явилась чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии. Именно на том месте, где явилась ему икона, он соорудил себе малую келью и стал подвизаться в ней в посте и молитве.

Пробыв здесь некоторое временя, он оставил свою келью в основание будущей Мяслянской пустыни и снова пошёл странствовать по болотам и дебрям комельского леса, усердно прося Господа, чтобы Он сам указал ему место для жительства. Направившись с Масляной к юго-востоку, он пришёл на место Арсениево-Комельского монастыря, в так, называемый Олонов, где сливаются реки Лежа и Кохтыш - в сорока верстах от города Вологды. Здесь, присев на землю, он стал думать о том, как найти место, удобное для жительства, как вдруг неподалеку от него близ реки Кохтыша блеснул солнечный луч и необыкновенный свет озарил окрестность.

Приняв это явление за тайное указание Промысла Божьего, преподобный Арсений на месте явления света построил себе небольшую келью и начал подвизаться в ней, дни проводя в труде, а ночи в бдении.

Он думал, что зашёл в такую лесную глушь, в которой никто уже его не потревожит и не нарушит его безмолвия, но видно нет на земле такого места, где бы искушение не могло постигнуть человека. После длительных притеснений крестьян, наносивших преподобному различные обиды, смиренный старец оставил комельскую пустыню, удалился оттуда верст за 30 в дикий Шилегодский лес на речку Шингор.

Крестьянин Алексей Охотин один раз пришёл в Шилегодский лес с собаками ловить зверей, собаки отбежали от него и он, отыскивая их, нечаянно набрёл на келью отшельника. Старец принял его с отеческой любовью, видя в нём человека простого и доброго, долго беседовал с ним, поучая его страху Божьему, отпуская он велел ему искать собак по речке Шингоре на мысу Кривике и при этом сказал: "там найдёшь их с большой добычей". Удивился охотник прозорливости старца, когда в самом деле нашёл своих собак с добычей именно на том месте, где сказал ему преподобный. Добычей, пойманной собаками была, дорогой цены лисица, с которой охотник тотчас же вернулся к келье старца и просил его принять её в дар, но старец отказался от подарка и посоветовал пожертвовать цену её на милостыню.

Через этого охотника келья Арсения стала известной и один за другим стали приходить к нему из окрестности для духовных бесед монахи и миряне. Старец всех принимал с отеческой любовью, поучая всем сердцем любить Господа. Некоторые из посетителей, желая постоянно иметь Арсения своим наставником и руководителем в духовной жизни, стали принимать от него пострижение и селиться близ его кельи. Арсений водрузил крест и построил часовню для общей молитвы: таким образом, в дремучем Шилегодском лесу составилось братство любителей безмолвия и основалась пустыня, известная впоследствии под именем Александро-Коровиной.

В 1538 году казанские татары неожиданно вторглись в вологодские пределы, сжигая селения, а беззащитных жителей иногда грабя и убивая, иногда уводя с собой в неволю. Жители, чтобы спастись от смерти, толпами бежали из селений в Шилегодский лес, где находилась пустыня преподобного, думая найти себе защиту в неприступности места, удаленного от дорог. Тогда безмолвие Арсения было нарушено близостью мирского шумного селения, и ему пришла мысль опять идти в Комельские леса на прежнее свое место.

Вскоре на том месте была построена церковь, и 2 июля 1541 года освящена преподобным. Трудясь и заботясь об устроении Комельской обители, он не забывал и Шилегодской пустыни, посещая её, когда только позволяло ему время.

Преподобный Арсений - постриженик и бывший игумен Лавры Сергия, хоть и удалился из его обители, но не переставал гореть к нему любовью и чтобы иметь его своим руководителем, заступником и покровителем для пустынной обители, он, по своему обещанию посвятил его имени трапезную церковь. Но сам только благословил и положил начало её построению, окончания же постройки не дождался.

Достигнув старости и 45 лет проведя в иноческих подвигах, он почувствовал упадок телесных сил и, ожидая близкой кончины, отказался от управления монастырём. Ученика своего Герасима он благословил быть его строителем, а сам затворился в келье и начал готовиться к смерти. Когда болезнь усилилась до того, что он не мог уже выходить из кельи, он приказал собрать к себе всю братию и со смертного одра преподал им последнее наставление. Со слезами просил и молил их после смерти его любить друг к друга, исполнять весь церковный и монастырский устав по отеческому преданию. Тихо предал дух свой преподобный Арсений Богу 24 августа 1550 года.

Вскоре после преставления его Господь Бог прославил своего угодника, и гроб его стал источником исцелений. К сожалению первоначальное, подробное описание жизни и чудес его для нас навсегда утрачено в пожаре 1596 года, когда трапезная Сергиевская церковь совсем находившимся в ней имуществом вспыхнула огнём. В рукописной книге: "служба и чудеса преподобного Арсения", пожертвованной в монастырь в 1660 году, начиная с 1602 по 1657 год, записано 17 чудес. Приведём здесь некоторые из них.

Боярский сын Василий Максимов Скорпиев, имевший поместья на Комёле, неподалёку от обители преподобного Арсения, взят был в плен и уведен в Литву. Находясь долгое время в неволе, он призывал на помощь Арсения и обещался постричься в его обители, если Бог молитвами его даст ему возможность возвратиться в отечество. Постоянно тоскуя о домашних и родине, он впал в тяжкую болезнь, но и тогда не переставал просить и надеяться на помощь преподобного. Преподобный Арсений однажды ночью явился ему во сне и указал ему путь для бегства, сказал ему: встань Василий и поди в путь свой". Тотчас же пробудившись ото сна, Василий почувствовал себя совершенно здоровым и немедленно отправился в указанный ему путь через сырое болото. Во время пути, когда литовцам случалось догонять беглеца или встречаться с ним, он начинал призывать преподобного Арсения и проходил незамеченный ими. Достигнув благополучно своей родины, он пришёл в монастырь и припадая к гробу преподобного, объявил игумену и братии о своем чудесном избавлении от болезни и от плена молитвами Арсения.

В праздник Божьей Матери (2 июля 1639 года) приведён был в монастырь отрок Иоанн Михайлов Синборовский, одержимый лютой болезнью, когда его приложили к гробу преподобного, он тотчас же стал здоровым.

Комельский помещик боярский сын Порфирий Васильев Скорпиев полтора месяца был нездоров правой рукой так, что не только что-нибудь взять ей не мог, но даже и перекреститься. Обратившись за помощью к врачам и не получив от них никакой пользы, он вспомнил о чудесах, совершавшихся при гробе преподобного. Придя в монастырь, припал к его гробу и после совершения о нём молебного пения рука его стала здоровой, как и другая.

Арсениев монастырь имел 237 душ крестьян, по штатам 1764 года он оставлен в III классе с игуменским настоятельством.

Возврат к списку