Меню

Религия

Герасим епископ Великопермский, Устьвымский, священномученик

† 1441 год, память 24 января/6 февраля, 29 января/11 февраля

Православная пермская церковь установила совокупное торжество трём своим великим святителям: Герасиму, Питириму и Ионе хотя они жили не в одно время и скончались в разных местах.

Прославляет церковь подвиги архипастырей вместе потому, что они преемственно один после другого заканчивали апостольские труды великого просветителя Перми Стефана, что святые мощи их покоятся под одной ракой.

Более полувека продолжались их святительские подвиги, для двоих из них кончившиеся мученической смертью. Как поставленные во главе своей паствы, высокие по жизни и образованию пермские владыки пользовались всеобщим уважением современников, не смотря на отдаленность их епархии часто были вызываемы в Москву и принимали немаловажное участие во всех важных церковных делах; при всём том о жизни и подвигах их мы можем сказать весьма немногое.

Не известны ни род и происхождение, ни время и место пострижения в монашество, ни подробности их епархиального управления и келейной жизни.

О святителе Герасиме у современных летописцев нет даже указания на то, когда он был поставлен в епископа и когда скончался, хотя те же летописцы часто упоминают о делах и случаях самых обыкновенных и незамечательных. Неизвестно, что было причиной такого непонятного упущения летописцев, если только не приписать это отдаленности места действия и подвигов святителей от тогдашних центров письменности, иноязычную страну, в которой они подвизались, тогдашней гражданской неурядице в России, особенно же бедственному положению Перми, почти постоянно подвергавшейся напастям и от своих и от чужих. Грабежи и злодейства новгородских ушкуйников и вятчан, татар и вогуличей, Асыки и Шемяки были громче и больше на себя обращали внимания летописцев, чем пастырские труды и подвиги смиренных епископов, старавшихся, по слову евангельскому, скрывать свои добродетели.

Преемник святого Стефана епископ Исаакий, бывший в Москве на соборе при посвящении новгородского архиепископа и при совещании о литовском митрополите, в марте 1416 года удалился на покой и уже более не возвращался в Устьвымъ. Новообращенная паства, оставшаяся без архипастырского надзора, легко и скоро могла увлечься прежними заблуждениями и дозволил себе беспорядки в жизни.

Преемником Исаакия был блаженный Герасим, но откуда он был родом, когда и где поступил в монашество, когда и где посвящён в епископы и когда прибыл в Пермь неизвестно. Древнее местное предание говорит о нём только то, что он был святой жизни, старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для того ни трудов своих, ни здоровья.

В 1438 году мы видим блаженного Герасима на московском соборе, на котором осуждён был предатель православия Исидор; потом в 1441 году он снова был вызван туда же для постановления соборного решения ставить русского митрополита собором русских архиереев. Это показывает, как современники дорожили мнением пермского святителя и какое к нему имели уважение.

Неусыпными трудами и отеческими заботами Герасима скоро всё было приведено в Перми в настоящий порядок: начала процветать торговля, усилилась народная промышленность, внешняя безопасность обеспечена была мирными отношениями ко всем окружающим соседям.

Но трудно было надолго сохранить спокойствие и безопасность в стране, удаленной от защиты великокняжеской и со всех сторон открытой нападениям врагов.

В последние годы жизни святителя Герасима положение Перми снова стало самым затруднительным: в одно и то же время она должна была защищаться от различных врагов, далеко превосходивших её силами и нападавших на неё с противоположных сторон.

В этих плачевных обстоятельствах общее уныние и отчаяние жителей были столь сильны, что народ и не думал уже защищаться и спасался бегством в леса, оставляя дома на произвол врагов, которые редко где встречали себе сопротивление.

Как попечительный отец, блаженный пастырь употребил всё своё влияние и деятельность на защиту обиженных. Не щадя собственных средств и подвергаясь сам опасности, он странствовал по Перми из конца в конец, являясь везде как ангел хранитель.

Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвратить жителям всё, отнятое у них, и из уважения к святителю сделали богатые вклады в церкви и монастыри пермские.

Блаженный Герасим с опасностью жизни, самоотверженно решил явиться в стан жестоких и грубых вогуличей. Не смотря на свирепость начальника их Асыки, просьбы и убеждения святителя подействовали на дикарей, и они удалились в свои места.

Ревностный пастырь занялся тогда водворением покоя и порядка в деревнях и селениях, пострадавших от дикого неприятеля: проникал в самые глухие места, если слышал, что там страдает беспомощная бедность, входил во все нужды жителей, одних утешал, другим помогал, никому ни в чём не отказывая, и такими подвигами заслужил от всех имя благодетеля народа.

Душевные огорчения и недуги старости расстроили его здоровье, но, будучи болен, он не хотел оставить своих пастырских обязанностей и поехал обозревать ближайшие к городу места и церкви. На обратном пути, когда он уже приближался к своему дому, на лугу, близ Усть-Выми города, недалеко от соборной церкви, был удушен святой отец своими домочадцами, святой скончался 24 января.

Предание говорит, что святой Герасим был удавлен слугой вогуличем, которого он взял к себе на воспитание с целью сделать из него проповедника православной веры. Вероятно, дикарь поступил так со своим благодетелем по наставлению тех, которым дорого было унижаемое язычество.

Печальная весть о смерти архипастыря быстро пронеслась по окрестным селениям и поразила скорбь сердца жителей. Со всех сторон народ толпами устремился к владычному городу отдать последний долг своему благодетелю. При всеобщем плаче и рыдании тело святителя-мученика предано было земле в Благовещенском кафедральном соборе.

Возврат к списку