Меню

Религия

Григорий, игумен Авнежский, священномученик

† 1392 год, память 15/28 июня

Когда преподобный Стефан, постриженик Киево-Печорской Лавры, устроил свою обитель Махрицкую (в 35 верстах от Сергиевой Лавры), недалеко от того места жил богатый землевладелец Григорий, довольно образованный по тем временам. Он часто посещал преподобного Стефана, слушал его, присматривался к образу жизни старца и, наконец, видя в нём истинного раба Христова, пожертвовал ему земли и всё своё имение на устроение обители и сам постригся в ней.

Руководимый опытным наставником, инок всецело посвятил себя на служение Богу, дни проводил в трудах на пользу братии, ночи в бдении и молитвах. Преподобный Стефан полюбил Григория как родного сына, и послал его к суздальскому епископу Алексию, прося святителя рукоположить его в пресвитера. Григорий был рукоположен и с ещё большей ревностью продолжал совершенствоваться в иноческой жизни.

Однажды ночью Стефан, взяв с собой своего ученика Григория, пошёл искать себе места для водворения. Для Григория разлука с родиной естественно не могла не быть неприятной и тяжёлой: навсегда он оставлял тут всё, что бывает мило и дорого сердцу человека. Сначала они остановились на Махре, но потом углубляясь всё далее к северу, странники дошли до глухих лесов и топких болот вологодских. Остановились они в Авнежском княжестве, неподалеку от реки Сухоны, что сейчас в Тотемском районе Вологодской области. Здесь в 1370 году у потока, называвшегося Юрьевым они срубили небольшую церковь, а за тем, спустя время, и другую во имя великомученика Георгия, себе же, построили около них кельи. Мало помалу стали к ним приходить люди, искавшие иноческой жизни, и таким образом, с благословения ростовского владыки, устроился монастырь.

Вскоре к ним присоеденился землевладелец Константин Дмитриевич. Он любил посещать старцев-пустынников, так, что даже решил оставить мир и просил у преподобного Стефана пострижения. Блаженный старец, провидя в нём доброго инока, исполнил благочестивое желание Константина и, назвав его при пострижении Кассианом, поручил руководству ученика своего Григория.

Скоро Авнежская обитель стала любимым местом богомолья для окрестных жителей, слава о ней распространилась далеко и дошла до Москвы. Великий Князь Димитрий Иоаннович, услышав, что знакомый ему старец Стефан устроил себе пустыню в вологодских пределах, велел явиться ему в Москву и затем вернуться в обитель Махрицкую.

Оставляя Авнегу, преподобный Стефан назначил вместо себя настоятелем любимого ученика своего иеромонаха Григория, а исправление келарской должности поручил иноку Кассиану, заповедав им заботиться о братии и ни в чём не изменять заведённого им в обители порядка. Новые начальники монастыря свято исполняли завет своего учителя, обитель после Стефана не переставала процветать.

Спустя шесть лет после оставления Стефаном Авнеги, в 1392 году толпы вятчан и казанских татар, грабившие и опустошавшие вологодские пределы, 15 июня внезапно напали на Авнежскую обитель и предали её пламени. Кто мог, спасся бегством, а преподобный Григорий и Кассиан были убиты варварами. Через несколько дней после их набега, окрестные жители, вернувшись из лесов, где спасались от варваров, похоронили тела преподобных на месте их смертного подвига, на церковном пепелище. После кончины преподобных подвижников то место, на котором стоял монастырь, запустело и заросло лесом.

В 1524 году Авнежский крестьянин Гавриил вырубил себе в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где 132 года назад находился монастырь. Таким образом были обнаружено место захоронения преподобных.

С течением времени над мощами преподобных была построена гробница и часовня, которые впоследствии были разрушены. Игумен Мисаил (ему было поручено епископами великопермскими, по дальности их местопребывания от Вологды, управление вологодским духовенством), узнав о произошедшем, приказал возобновить гробницу и часовню.

В 1560 году по приказу царя Иоанна Васильевича обитель была возобновлена. Церковь была построена во имя святой Троицы и великомученика Георгия, как было при жизни преподобных.

В рукописном житии преподобных описано 35 чудес.

Возврат к списку