=
Меню

Туристические объекты

 Соборная горка, Кремль 
Вологда – один из древнейших городов Русского Севера.

Судьба Вологды-ровесницы Москвы тесно связана с важнейшими событиями Русского государства. Небольшое поселение, известное с 1147 года, при Иване Грозном становится крупным центром северных опричных земель. По преданию, царь так полюбил город, что намеревался перенести сюда столицу государства.  

Центральная часть города сохраняет старинную каменную застройку конца ХVIII века и целостную, жилую, деревянную застройку конца ХIХ – начала ХХ веков. Интересна в Вологде церковная архитектура.

При Иване Грозном высокий правый берег реки Вологды, частью которого является Соборная горка, был выбран для строительства ансамбля Вологодского кремля. Центр ансамбля – Софийский собор, возведенный в ХVI веке. Фрески Софии по своеобразию иконографии и мастерству исполнения относятся к лучшим памятникам русской монументальной живописи второй половины XVII века. Именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля своей суровой, величественной красотой и монументальностью. С юго-западной стороныот собора стоит 78-метровая колокольня, которая была построена в 1870 году. Она сочетает в себе псевдоготические стрельчатые окна и традиционный золоченый купол, что придает всему ансамблю неповторимый вид.

Рядом с Софийским собором, несколько западнее, расположен обнесенный высокими каменными стенами бывший Архиерейский дом - комплекс сооружений двора вологодских архиепископов. Завершает ансамбль Архиерейского дома в Вологде теплый Воскресенский собор, расположенный возле современного входа на территорию.

Памятник букве «О» располагается в сквере в самом центре Вологды у Кремлевской площади. Бытует мнение, что вологжане «окают», что отличает их от жителей других регионов России. Вологжане и решили увековечить эту особенность таким необычным способом. Поэтому вологодское «оканье» можно теперь не только услышать, но и сфотографироваться с ним.

Музей Кружева

Вологда – всемирно известный центр кружевоплетения. Этот уникальный местный промысел, как и другие виды народного искусства, живет и развивается здесь и в наши дни.

В 2011 году в центре Вологды открылся единственный в России Музей Кружева, где представлены лучшие образцы уникальной коллекции кружевных изделий, которая в настоящее время насчитывает около четырех тысяч предметов, выплетенных не только в вологодском крае, но и в других регионах России и странах Европы, таких как Франция, Бельгия, Германия, Польша, Словакия, Испания.

Вологодское кружево отличает особая плавность линии рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой. Сами мастерицы называют ее «полотнянкой» или «вилюшкой». Тесьма вьется плавной непрерывной линией, которая нигде не перекрещивается. В нее часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность.

Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды на выставках: золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году.

Семенково.

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области.

Раскинулась под Вологдой небольшая деревня. Деревня непростая, историческая. Дома в ней вековые. Вокруг каждого дома усадьба: амбар, огород, колодец… Что ни дом, то крепость.

И люди в них живут непростые, за дело своё душой радеющие. Здесь Вас хозяйка встретит, добрым словом приветит, о своей жизни расскажет. Тяжела крестьянская доля, да не унывает хозяюшка. Молодость свою припомнит, о вечёрах поведает, а коль приглянетесь ей, то споёт вам песню старинную, какую только деды и прадеды ваши певали. Да глядишь и c братцем своим, охотником, познакомит, да и с другими деревенскими.

Хозяйки здесь игривые, гостеприимные. Всякая о молодости своей норовит рассказать. Как в былые времена новоселье справляли, как парней в армию провожали, как свадьбу играли, как первые детки нарождались, да как их воспитывали.

Троице-Гледенский монастырь.

Троице-Гледенский монастырь относится к числу выдающихся монастырских ансамблей Великого Устюга. Дата основания монастыря принято считать конец XII века.

Монастырь расположен в деревне Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга, на месте давно исчезнувшего легендарного города Гледена.

Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было начато в 1659 году. В первой половине XVIII века строительство было завершено, и весь монастырский комплекс приобрел тот облик, что сохранился до наших дней.

Главной монастырской достопримечательностью является восхитительный золоченый резной иконостас, находящийся в Троицком соборе. Иконостас представляет собой уникальный образец не только русского декоративно-прикладного искусства XVIII века, но и являет блистательный пример живописного мастерства в провинции в конце столетия. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми, использовавшими традиционные для ХVIII века мотивы: рокайли, завитки, гирлянды, волюты. Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой.

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А. В. Колмогоровым, Е. А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В. А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

Кирилло-Белозерский монастырь.

Кириллов и его окрестности называют святой землей. Здесь возникли первые православные монастыри, и местность позднее стали называть Северной Фиваидой.

Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году, – один из самых грандиозных и прекрасных ансамблей русского зодчества, является хранителем духовных сокровищ и уникальных музейных ценностей. Протяженность его стен составляет около 2 километров.

Монастырь является одним из трех «великих государевых крепостей» наряду с Троице-Сергиевым и Соловецкими монастырями.

По мнению исследователей, в Кириллове уцелели едва ли не единственные на территории монастырские врата с древней системой росписи.

Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к этому монастырю особое пристрастие, считая обязанным ему своим рождением.

В 1998 году Кирилло-Белозерский музей - заповедник включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия.

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия.

Ферапонтов монастырь (Ферапонтово) — одна из крупнейших жемчужин монастырских ансамблей на северо-западе России, сердце русской«Северной Фиваиды». Около 400 лет он был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. Собор Рождества Богородицы, находящийся на территории монастыря, имеет особую значимость. Согласно тексту летописи на откосе северной двери Собора «сия церковь» расписана Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося древнерусского художника Дионисия, прямого наследника Андрея Рублева.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре – единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI – XV вв., которые занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Спасо-Каменный монастырь

Спасо-Каменный монастырь – древнейший на всем Европейском Севере. Он расположен посреди Кубенского озера Вологодской области, в 60–ти километрах от Вологды и в 500-х километрах к северо-западу от Москвы. Остров состоит из каменистого щебневатого кряжа, почему издавна и называется "Каменным", а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным. Он гораздо старше знаменитых Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. По преданию, в 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя на судах по Кубенскому озеру, попал в бурю и дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову-маленькому клочку суши.

Вся история монастыря была борьбой с суровыми природными условиями. Летом – шторма, весной – в период разрушения ледового покрова – изоляция от большой земли. Потому с давних времен существует традиция: поехал на остров – возьми с собой камень, помоги ему справится с водной стихией.

Спасо-Прилуцкий монастырь.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь – один из крупнейших монастырей Русского Севера, великолепный архитектурный ансамбль древней Руси. Монастырь основан в 1371 году преподобным Димитрием, духовным другом и ближайшем последователем преподобного Сергия Радонежского.

Новая обитель стала одной из тех связующей нитей, которыми преподобный Сергий и его ученики стягивали воедино русские княжества и земли. Здесь была построена первая деревянная церковь, а около нее расположены деревянные кельи для иноков. Свое название монастырь получил от главной церкви Всемилостивого Спаса и по месту основания: монастырь стоит на левом берегу реки, которая в этом месте делает изгиб – «луку».

Монастырь является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют неповторимое сочетание единства мастерства нескольких поколений зодчих.

Спасо-Прилуцкий монастырь удивительно гармонично смотрится на фоне природы, и предстает как молчаливый хранитель незыблемых религиозных традиций. Опоясанный могучими крепостными стенами с высокими мощными башнями, этот ансамбль особенно живописен со стороны пологого берега реки Вологды и расстилающихся лугов. Для современного православного человека, ведущего суетную жизнь, столь откровенное погружение в монастырскую среду оказывает благотворное действие и даже способствует духовному очищению.

Вытегра, подводная лодка.

История города Вытегры связана с развитием судоходства, мореплаванием, защитой морских рубежей, строительством кораблей и гаваней. И не случайно здесь создан музейный комплекс «Морская слава Вологодчины», которые является одним из популярных объектом туристского показа. Центральным экспонатом комплекса является большая океанская дизельная подводная лодка «Б-440».

Музей «Подводная лодка Б-440» основан на базе подводной лодки, которая была построена на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе в г. Ленинграде в 1969 году. 22 декабря 1970 года над ней был поднят Государственный флаг. Лодка несла свою боевую службу 31 год, выполняя характерные для ее класса задачи по поиску боевых кораблей и транспорта «вероятного противника», ведению разведки, участвовала в учениях, несла дозорную службу. За успехи в ратном труде приказом Командующего Северным флотом Подводная лодка предана Правительству Вологодской области Главкомом ВМФ в 2003 году. Тогда же и открылся уникальный Музей боевой славы военных моряков.

Лодка максимально сохранила боевые механизмы, системы, посты экипажа, в отличие от остальных существующих музеев подводных лодок. Во время экскурсии можно осмотреть все отсеки подводной лодки, торпедные аппараты, стеллажи для торпед, приборы управления, посмотреть в перископ и даже полежать на койке матроса. В музее хранятся фотографии моряков, вещи собранные с разных подводных лодок, документы о развитии подводного флота.

Национальный парк «Русский север»

Одним из уникальных мест в Кирилловском районе Вологодской области является территория национального парка «Русский Север», созданного в 1992 году. Он привлекает множество туристов, желающих увидеть великолепие северной природы и многочисленные природные и архитектурные памятники, и по праву считается жемчужиной Русского Севера.

На территории национального парка зарегистрировано более семидесяти памятников истории и архитектуры. Самые известные – ансамбли Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей, Ильинская церковь, Воскресенский девичий монастырь, Нило-Сорская пустынь, Волго-Балтийский и Северо-Двинский водные пути с системой шлюзов. К памятникам природы относятся Гора Маура, Гора Сандырева, Гора Цыпина, Сокольский бор, Шалго-Бодуновский лес.

Флора и фауна национального парка отличается видовым разнообразием, а часть растений и животных считаются редкими. Уникальность флоры парка «Русский север» заключается в том, что именно здесь произрастает рекордное для России количество орхидей – 23 вида. Среди них всем известный Венерин башмачок (настоящий), охраняемый всеми европейскими государствами, в том числе и Россией. Этот вид занесен в Красную книгу.

Национальный парк «Русский Север» – это прекрасная возможность отдохнуть, а отдыхая, еще раз открыть для себя природу в экологически чистом районе.

Вотчина Деда Мороза

Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город искусных мастеров, бережно сохраняющий древние традиции предков, не случайно стал родиной Деда Мороза. Зимний Волшебник остановил свой выбор на Великом Устюге за его древнюю богатую историю, необычайно привлекательный величавый облик, целостность архитектурного ансамбля, красоту ландшафта и живописную природу.

Живет Зимний Волшебник Дед Мороз в сказочном тереме недалеко от Великого Устюга в живописном сосновом бору на крутом берегу северной красавицы-реки Сухоны. В своей вотчине в атмосфере добра и радушия он вершит чудеса и встречает гостей. На территории вотчины есть все необходимое для отдыха и развлечений: гостиница и комфортабельные коттеджи деревянной постройки, кафе, торговые лавки, парк развлечений "Двенадцать месяцев", пасека, ледник и кузница Деда Мороза, а также самый северный зоопарк России, в котором представлено более 50 видов животных и птиц Северо-Запада России и экзотических стран.

В своём тронном зале встречает он гостей со всего света. Едут к нему и с печалью и с радостью. Едет простой люд и именитый. И к каждому гостю у Деда Мороза подход особый, беседа неторопливая. Потому как это царство чудес, это царство доброй сказки. Каждый желающий в любое время года может заглянуть в гости к Деду Морозу. И для каждого найдётся что-нибудь интересное.

Набережная Великого Устюга. Храм Прокопия Праведного.

Великий Устюг – древний русский город, ровесник Москвы и Вологды, основан в XII в. у слияния рек Юга и Сухоны, дающих начало крупнейшей реке европейского Севера – Северной Двине. Город, излучающий свет и тепло, имеет богатейшую историю, пережил многочисленные взлеты и падения, он сумел практически в нетронутом виде сохранить архитектурные объекты, представляющие значительную культурную ценность.

В XVI в. Иван Грозный присвоил Устюгу титул Великий.

Современный Великий Устюг – уникальный город-музей под открытым небом: тихие пешеходные улицы в исторической части, 28 белокаменных храмов, множество старинных купеческих особняков, 148 памятников архитектуры XVII-XX вв. взяты под государственную охрану. Ряд церквей и храмов города не имеют аналогов в России, например, Троице-Гледенский монастырь с уникальным иконостасом (основан в 12 веке), Михайло-Архангельский монастырь, храмы Соборного дворища 17 в. Интереснейшие коллекции иконописи и лицевого шитья, народного и декоративно-прикладного искусства (северной черни, резной и расписной бересты, эмали по скани, мороза по жести), редких книг и документов находятся в Великоустюгском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

С 13 веке покровителем города является святой Прокопий Праведный – первый Христа ради юродивый на Руси, некогда знатный выходец из немецких земель и … родоначальник последней царствующей династии России Романовых.

Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Будучи купцом немецкого происхождения, он принял православие и избрал подвиг юродства. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Блаженный имел дар прозорливости, не один раз своими молитвами спасал город от разрушения.

  В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения.

Тотемские картуши

Словно белоснежные парусники плывут по легкой зыби деревянного города тотемские храмы, построенные безвестными зодчими. Тотемская архитектура поражает новизной декора, стройностью, высотностью, устремленностью вверх. Архитектурный облик города очень своеобразен. Его определяют храмы в стиле барокко. Причём местные архитекторы творчески обработали западноевропейские идеи. Поэтому говорят об особой тотемской школе барокко. Ее характерной чертой является необычный декор – каменные орнаменты – картуши.

Картуш – характерное для барокко украшение, лепное или рисованное, в виде щита или свитка для обрамления надписей, гербов и икон. Тотемские картуши являются выступающей частью стены, обрамленной лекальным кирпичом. Они выполняют не только декоративную, но и формообразующую функцию. На полях картушей цветы и раковины, кресты и звезды, на иных ничего нет, но все равно можно без конца любоваться этими каменными свитками, которые, задерживая собой скользящий свет северного солнца, естественно вписывают здание в кружево облаков.

Откуда же в провинциальном городишке столичные замашки? Интересно, что «золотой век» северных городов, когда по Сухоне и Северной Двине проходил единственный торговый путь из России в Европу, когда разбогатела Вологда, а Устюг стал Великим, не оставил в Тотьме ни одного каменного строения. Тем более загадочен расцвет зодчества в XVIII в., когда Север был превращен петровским «окном в Европу» в глухую провинцию. Открытие морского пути на Камчатку привело в дальнейшем к величайшему событию – русскому открытию Америки. В 40-80-е годы XVIII века компаниями тотемских купцов было снаряжено 20 экспедиций на Тихий океан – это пятая часть всех известных экспедиций.

Экономика Тотьмы той поры базировалась на пушных промыслах Нового Cвета. Только компаниями Холодиловых и Пановых было вывезено пушнины на 1 млн.700тыс. руб. – более пятой части всего промысла России в Русской Америке. Кроме того, тотьмичи, от крестьянина до городского головы, участвовали и в других компаниях, плаваниях и открытиях. Тотьма дала рекордное число мореходов. На «пушнину» Нового Света и были построены в 60-80-е годы XVIII века храмы своеобразного тотемского барокко.