=
Меню

Специальное образование и социально-правовая защита детей

В системе образования области функционирует 26 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (13 – государственных, 13 – муниципальных). С 2011 года работает негосударственное образовательное частное учреждение «Детская деревня SOS – Вологда».

Приоритетное направление развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - содействие устройству воспитанников в семьи граждан.
Основные задачи:

изменение содержания деятельности детских домов, направленного не на постоянное пребывание в них детей, а на содействие их семейному устройству;
улучшение качества воспитания детей, создание условий, способствующих успешной социализации выпускников образовательных учреждений в обществе;
неукоснительное соблюдение законодательства по защите прав детей, нуждающихся в поддержке государства.
С 2008 года в области организован процесс реформирования сети и деятельности детских домов. За пять лет количество детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, уменьшилось на 32 %. Количество образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 30 %. Освобожденные здания детских домов перепрофилируются под дошкольные образовательные учреждения.

Создаются более благоприятные условия содержания и воспитания детей за счет сокращения контингента воспитанников (в области преобладает количество детских домов с наполняемостью менее 40 человек).

В 6 детских домах успешно работают новые структурные подразделения – службы и центры содействия устройству детей в семьи, которые реализуют программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Функционируют две службы содействия профессиональному и социальному сопровождению выпускников детских домов «Перекресток» (г. Вологда) и «Навигатор» (г.Череповец), основными задачами которых является поддержка выпускников детских домов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь в реализации их законных прав и интересов.

Ежегодно увеличивается доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан. Развивается институт приемной семьи. На 1 июня 2013 года в семьях граждан воспитывается 4065 детей, что составляет 74,9 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях профилактики вторичного сиротства на базе центров психолого-медико-социального сопровождения организованы службы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов и попечителей.

Полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в муниципальных районах и городских округах области осуществляют специалисты органов управления образованием. Их основными направлениями работы являются деятельность по профилактике социального сиротства, защита личных и имущественных прав детей, нуждающихся в помощи государства.

В области работает 21 специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, слепых и слабовидящих детей, с задержкой психического развития, умственно отсталых).

В учреждениях создана адаптивная образовательная и материально-техническая среда. Для детей-инвалидов с умственной отсталостью организована трудовая подготовка по рабочим специальностям.
Учащиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений активно занимаются паралимпийскими видами спорта: плаванием, волейболом, легкой атлетикой, мини-футболом, голболом, настольным теннисом и др. Являются победителями региональных, Всероссийских детских открытых Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением «Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» созданы условия воспитания, обучения и реабилитации детей, совершивших правонарушения. Реализуется концепция воспитательной системы «Рождение гражданина», в основе которой создание условий для получения воспитанниками альтернативного жизненного, социального опыта, раскрытие позитивного потенциала личности.