=
Меню

Общее образование







В регионе на начало 2012-2013 учебного года функционирует 494 общеобразовательные учреждения с общим контингентом 119533 обучающихся, из них:
- дневных общеобразовательных школ – 489 учреждений, в которых обучаются 116 985 школьников;
- вечерних (сменных) общеобразовательных школ – 5, в них 2548 обучающихся;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии – 21 учреждение с контингентом 2227 обучающихся;
- специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, в котором воспитывается 50 детей.

В 2012-2013 учебном году количество учреждений повышенного уровня составило 15 учреждений, в которых обучается почти 10 тысяч человек. Это 6 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 5 гимназий, 3 лицея и кадетская школа-интернат (220 обучающихся).

Доля сельских школ остается доминирующей. На селе расположена 341 школа (69,2%), в городских поселениях – 152 (30,8%). В условиях укрупнения общеобразовательных учреждений количество сельских школ сокращается, а количество городских школ остается практически неизменным.

Длительное время в области наблюдалась устойчивая тенденция снижения контингента школьников, особенно на селе. С 2007 по 2009 год их количество в целом уменьшилось на 1,31 тыс. человек, а количество сельских школьников – на 2,38 тыс. человек.

Только с 2009 года в городских школах началось постепенное увеличение контингента обучающихся. За пять лет прирост составил более 8 тыс. школьников. На селе контингент обучающихся продолжает снижаться: с 2008 года количество школьников сократилось на 3,5 тыс. человек.

Данные объективные процессы обусловили необходимость проведения муниципальных мероприятий по формированию эффективной структуры учреждений, предоставляющих современное, качественное общее образование. В соответствии с муниципальными программами за последние пять лет на территории области проведено более 200 мероприятий.

С целью поддержки указанных процессов на уровне области в 2010 году была принята областная целевая программа «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Вологодской области на 2010 год» с общим объемом финансирования более 100 млн. рублей; с 2011 года действовали долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», включающая подпрограмму «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2011-2013 годах» с объемом финансирования около 200 млн. рублей, а также Комплекс мер по модернизации общего образования.

За это время в школы области приобретено 170 новых школьных автобусов, проведены ремонты 27 пришкольных интернатов общеобразовательных школ, что позволило создать новые маршруты и улучшить условия подвоза для 1192 обучающихся, улучшить условия проживания в интернатах для 261 школьника.

Кроме того, с целью обеспечения общедоступного общего образования в области осуществляется поддержка сельских малокомплектных школ. Перечень малокомплектных школ ежегодно утверждается постановлением Правительства области. Финансирование малокомплектных школ в 2010 году осуществлялось по фактическим затратам, независимо от количества обучающихся, с 2011 года – по нормативу на класс-комплект.

С 1 сентября 2012 года началось обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) начального общего образования. Так, по ФГОС начального общего образования обучаются учащихся всех 1-х и 2-х классов школ области, а также одиннадцать 3-х классов пилотных школ области. Начато введение ФГОС основного общего образования в трех 5-х классах двух пилотных школ области.

В рамках Комплекса мер по модернизации общего образования решаются задачи обеспечения качества условий образовательного процесса, способствующих, в том числе, и формированию современной школьной инфраструктуры, по следующим направлениям:

  • приобретение учебно-лабораторного оборудования;
  • приобретение оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся;
  • приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
  • пополнение фондов школьных библиотек;
  • модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения, в том числе увеличение пропускной способности и оплата Интернет-трафика;
  • проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений.

Приоритетным направлением модернизации образования становится системная информатизация образования - переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерным оборудованием к созданию, отбору и использованию электронного образовательного контента, электронных изданий и ресурсов, в том числе сети Интернет.

В области 12 школ работают в соответствии с концепцией "Цифровая школа XXI века". Продолжается оснащение образовательных учреждений цифровым учебно-лабораторным оборудованием, мультимедийными проекторами, программно-техническими комплексами на базе интерактивной доски, другими современными программно-аппаратными средствами обучения для реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Все общеобразовательные учреждения имеют широкополосный доступ к сети Интернет. В области обеспечен безопасный доступ учащихся к сети Интернет через региональный узел контентной фильтрации.

Создаются условия для дистанционного обучения школьников.

В 2012 году завершено создание условий для дистанционного образования детей-инвалидов. Всем детям данной категории предоставлена возможность обучения на дому в дистанционной форме и осуществлено включение в различные воспитательные мероприятия.

На территории Вологодской области в 2012 году началась реализация мероприятий по организации дистанционного обучения школьников в малокомплектных школах и школах, расположенных в труднодоступной местности.

Изменение школьной инфраструктуры позволило улучшить показатели, характеризующие сбалансированность системы общего образования (средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, составила 25,5 (в 2009 году - 24,8); средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, - 10,5 (в 2009 году - 10,2)), а также увеличить количество школьников, обучающихся в условиях, отвечающих основным современным требованиям с 72,3% в 2010 году до 83% в 2012 году.