=
Меню

Музыка

Камерный мужской хор (руководитель А. В. Мишин)

Камерный хор Кремля

Концерты колокольной музыки

Губернаторский оркестр

Ансамбль Гостья

Дуэт баянистов Мастер-класс

Фестиваль Солнцеворот

Открытый фестиваль поэзии и музыки им. Н. М. Рубцова Рубцовская осень

Музыкальный мир русской провинции, неизбежно уступая столичному в разнообразии и художественном уровне своих форм, несет комплекс особых ценностей, одинаково значимых как для данной территории, так и для характеристики российской музыкальной культуры в целом.

На протяжении многих десятилетий множество людей в нашем крае занимались музыкой: учили и учились игре на различных инструментах, устраивали музыкальные собрания, ставили спектакли, музицировали дома и в небольших любительских кружках, сочиняли музыку, слушали концерты гастролирующих артистов…

Музыкальная аура края стала великолепной средой для первоначального воспитания целой плеяды будущих профессиональных музыкантов.

Так, в начале ХХ века в губернском центре постоянно выступали вологжане-выпускники столичных консерваторий: Илья Гинецинский (скрипка), Лидия Сокальская (фортепиано), Альберт Гейльперин (виолончель). В Устюжне преподавала и концертировала пианистка Вера Сипягина-Лилиенфельд.

В истории Великого Устюга сохранились имена земляков Зосимы Абакумова и Семена Финикова — солистов Санкт-Петербургского Мариинского и Московского областного оперных театров, тоже нередко выступавших на родине. А певец-солист из Грязовца, Валентин Воронин, с успехом закончивший Петроградское регентское хоровое училище, в дальнейшем стал одним из ведущих хормейстеров областного центра.

Знаковым явлением в истории музыкальной культуры края было открытие целого ряда музыкальных школ в самые первые послереволюционные годы. Условия гражданской войны сделали их существование недолговечным. Выстояла только Народная школа при Пролетарском университете (Вологда), реформированная в дальнейшем в музыкальный техникум (с 1936 г.— училище, с 2006 г.— колледж. ) С ее деятельностью связано рождение традиций профессиональной подготовки музыкантов и развитие сети детских музыкальных школ и школ искусств, со второй половины ХХ века существующих в каждом районе области, открытие средних специальных учебных заведений, музыкального факультета местного Педагогического университета, то есть создание благоприятной почвы для взращивания музыкантов разных специальностей.

Под руководством вологодских педагогов-музыкантов начинал свои первые шаги в мир искусства народный артист России, лауреат Государственной премии композитор Валерий Александрович Гаврилин.

В 2009 году ДМШ № 1 Вологды и Вологодский областной музыкальный колледж отметили свое 90-летие.

Через весь ХХ век протянулась ценнейшая традиция творчества больших хоровых коллективов во многих городах области. Заметным вкладом в музыкальную культуру края стала деятельность академических капелл Вологды, Череповца, Великого Устюга, Чагоды.

Сформированный в 1918 году полный состав симфонического оркестра выполнял большую концертную и музыкально-просветительскую работу в воинских частях, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях (дирижеры А. Е. Гейльперин, И. Г. Гинецинский). В наши дни традицию оркестровой музыки развивают Череповецкий городской симфонический оркестр (художественный руководитель и дирижер В. Голубева) и «Классик модерн-бэнд» — Вологодский духовой оркестр, руководимый заслуженным артистом РФ В. Кочневым.

История культурной жизни Вологодчины сохранила свидетельства существования большого числа разнообразных по составу камерно-инструментальных ансамблей.

Широкий размах приобретает самодеятельное художественное творчество: многочисленные хоры, оркестры, балетные и оперные коллективы, ансамбли традиционной народной песни — все эти жанры были особенно ярко представлены на олимпиадах предвоенных, а позже 60–80-х годов. И в дальнейшем развитию народного любительского искусства уделяется большое внимание руководства области.

В этой связи уместно будет сказать об особой роли вологодского традиционного музыкально-поэтического народного творчества и его действенном участии во многих формах любительского сценического искусства вплоть до ХХI века.

Фольклор постоянно привлекает внимание ученых-исследователей и практиков в городских и районных учреждениях культуры — руководителей любительских коллективов, отдельных талантливых исполнителей, выносящих местную народную песню на концертную эстраду. Минувший век показал многообразие подходов и разные степени опосредованности и этнографичности в использовании музыкального фольклора вологодской земли.

Великоустюгский опыт А. Я. Колотиловой, в двадцатых годах прошлого века создавшей фольклорный коллектив, выросший в дальнейшем в Государственный Северный русский народный хор, оказался самым первым и наиболее удачным обращением к местному песенному материалу. Северо-Восток области предоставил Антонине Яковлевне богатейший материал, и она сделала на его основе уникальную концертно-сценическую программу.

Позже, особенно в тридцатые годы прошлого века, этнографические хоры и ансамбли уже во множестве участвовали в олимпиадах художественной самодеятельности, выходили и на сцены Москвы.

Успешные опыты создания концертных программ на основе местных традиций существуют и в наши дни. С подобными коллективами работали и работают Е. А. Трунова, Н. П. Тропина, Г. П. Парадовская, Л. Л. Шмакова, Г. М. Гизатулина (заслуженные работники культуры РФ), В. Г. Попиков.

В 1973 году Вологодским отделением хорового общества был подготовлен сборник «Русские народные песни Вологодской области» (редактор-составитель М. Ш. Бонфельд). В наши дни изучением и систематизацией местного фольклора углублено занимается Отдел традиционной народной культуры ОНМЦ (руководитель А. В. Кулев).

Благодаря труду сотен одержимых творчеством людей музыкальная жизнь Вологодчины достигла той содержательности и многообразия форм, в которых трудно усмотреть черты провинциальной замкнутости и усредненности.

Усилиями государственной филармонии имени Валерия Александровича Гаврилина вологжане систематически знакомятся с искусством многих выдающихся исполнителей нашего времени. Среди штатных артистов областной концертной организации десять человек удостоены почетного звания «Заслуженный артист России».

Новый глубокий смысл придало деятельности филармонии присуждение ей имени прославленного земляка В. А. Гаврилина, участие в программе по сохранению его наследия, организация фестивалей памяти композитора. Ныне международный музыкальный Гаврилинский фестиваль, пожалуй, самый масштабный музыкальный проект региона. (Статус международного он получил в 2004 году. ) Начавшиеся в год кончины композитора — 1999-м, фестивали уже познакомили вологодскую публику с балетной труппой Пермского театра, Московским камерным хором под руководством В. Минина; БСО им. Чайковского под управлением В. Федосеева и ГАСО им. Светланова под управлением М. Горенштейна; хором и симфоническим оркестром Государственной академической капеллы им. Глинки (дирижеры В. Чернушенко и С. Горковенко); Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, множеством известных ансамблей и солистов. Немало творческих сил вложили в реализацию этого проекта местные исполнители. Успешно проходят театрально-концертные сезоны «Лето в Кремле».

В индустриальном Череповце активно работает Филармоническое собрание, организующее выступления гастролеров и местных творческих сил. Музыкальная жизнь Череповца чутко откликается на все запросы нашего времени. Здесь создан во многом уникальный коллектив — Губернаторский оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Г. И. Перевозниковой,— широко концертирующий и несущий глубоко просветительские функции. Не только на родной земле, но и во многих странах мира известно яркое искусство ансамбля «Русский Север» (художественный руководитель народный артист России Е. П. Максимов), ансамбля «Гостья» (художественный руководитель Елена Обухова). Гордостью музыкальной культуры Череповца стал городской камерный хор «Воскресенье» (руководитель заслуженный артист России С. Зуев).

Каждый год музыкальной жизни Вологодчины отмечен многими событиями не только областного, но общероссийского и международного звучания.

На базе Череповецкого областного училища искусств и художественных ремесел имени В. В. Верещагина с 1992 года успешно проходит Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера». В апреле 2006 года он проводился в шестой раз.

По инициативе Губернатора области В. Е. Позгалева с 2001 года Вологодским музыкальным колледжем раз в три года проводится Международный юношеский конкурс имени В. А. Гаврилина. Участниками конкурса становятся учащиеся детских музыкальных школ и студенты средних специальных учебных заведений из разных регионов России; международный статус этого престижного проекта подтверждается постоянно растущим числом зарубежных конкурсантов. В 2010 году пройдет IV Губернаторский международный юношеский конкурс им В. А. Гаврилина.

С Вологодской областью многие годы было связано творчество члена Союза композиторов, доктора искусствоведения М. Ш. Бонфельда, который жил и работал в Вологде, и двух действительных членов Союза композиторов России: О. А. Белогрудова — профессора Череповецкого государственного университета, заслуженного деятеля искусств РФ и М. Р. Гоголина — доцента ВГПУ, автора ряда симфонических и вокально-инструментальных произведений.

В 2009 году в Вологде создано областное отделение Союза композиторов России (председатель М. Р. Гоголин) Его членами стали Е. Ю. Хорошина, М. Г. Долгушина, С. В. Блинова, Е. В. Суханова.

Творчеству композиторов-любителей посвящен областной конкурс-фестиваль «Перезвоны», организуемый ОНМЦиПК. В 2007 году он проводился в четвертый раз.

Ежегодный Открытый фестиваль поэзии и музыки им. Н. М. Рубцова «Рубцовская осень» постоянно выявляет немало авторских работ на стихи поэта-земляка Н. М. Рубцова.

По традиции прошедшей через весь ХХ век, параллельно с филармонией, постоянную концертную деятельность ведут вологодские педагоги-музыканты: пианисты-солисты В. Писанко, В. Кочнев, И. Богомолова, Н. Жукова, профессоры ВГПУ Р. Оганян, И. Кокина, Л. Андреева, хор музыкального колледжа под руководством заслуженного работника культуры России Л. Шуваловой, оркестр русских народных инструментов, руководимый А. Султаншиным, и коллективы музыкально-педагогического факультета Вологодского педагогического университета.

Конец ХХ века дал яркий пример возрождения глубинных традиций церковного пения. Секреты регентского искусства на практике постигают светские хоровые дирижеры. С 1989 года ежегодно в рамках Дней славянской письменности и культуры в Вологде проходит Областной фестиваль православного пения, в котором принимают участие церковные и светские музыкальные коллективы — исполнители православных песнопений. 23 мая 2008 года прошел десятый такой праздник.

2006, 2007, 2009 годы ознаменовались проведением масштабных праздников хоровой музыки — Вологодского хорового собора, хоровых ассамблей.

Вступивший в свои права ХХI век уже пишет новые яркие страницы истории музыкальной жизни древнего северного края.

Элла Кириллова, 
музыковед, заслуженный работник культуры России