=
Меню

Фонды музея

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник
Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко — архитектурный и художественный музей-заповедник

Фонды музея насчитывают (на 1 января 2012 г.) 461473 единицы хранения.

Музей располагает одной из самых уникальных коллекций древнерусской живописи, насчитывающей более 4000 памятников.

Большая часть памятников музейного собрания датируется XVII (более 1400 единиц) и XVIII (более 1500 единиц) веками, XVI век представлен примерно 200 произведениями, к XIV-XV векам можно отнести 30 икон.

«В музее хранятся такие уникальные и известные произведения, как икона «Богоматерь Толгская (Подкубенская) XIV в. (входит в число ста лучших икон России); «Троица Ветхозаветная» (Зырянская) – XIV в., в нижней части которой сохранился библейский текст на языке зырян (коми), являющийся наиболее архаичным образцом утраченного ныне письма. К ранним вологодским памятникам относится икона «Никола Зарайский в житии» к. XIV-XV веков. Замечательным памятником московской живописи является икона «Дмитрий Прилуцкий в житии» из Спасо-Прилуцкого монастыря, написанная знаменитым Дионисием около 1500 года.

Авторские подписи на иконах содержат около 70 имён иконописцев разных художественных центров, в том числе и вологодских мастеров.

Всемирно известными раритетами являются "Троица ветхозаветная" (Зырянская) ХIV в., Богоматерь Умиление" (Толгская) ХIV в., иконы кисти Дионисия московского "Димитрий Прилуцкий " ок. 1503 г. и " Успение" кон. XV - начала XVI в., деисусный чин из Покровского Глушицкого монастыря кон. XV - начала XVI вв. и др.

Коллекция деревянной скульптуры и культовой резьбы.

Коллекция насчитывает 966 единиц хранения. Более 200 из них составляет киотная, иконописная и статуарная скульптура XVI -XIX веков. Особо выделяется группа изображений «Христос в темнице», которая состоит из 30 произведений. Остальное количество единиц хранения приходится на храмовый декор XVII – XIX веков в разных техниках резьбы и золочения. Большинство произведений собрания происходит из вологодских храмов, что позволяет получить представление не только о вологодской деревянной пластике XVI-XIX веков, но и имеет чрезвычайно важное значение для изучения русского искусства в целом, так как в собрании нашли отражение не только местные особенности, но и развитие искусства русской резьбы по дереву во всём разнообразии его проявлений».

Наиболее ранними произведениями являются барельефы "Св. Параскева Пятница" (XVI век) и "Георгий Победоносец" (XVI век).

В состав коллекций изобразительного искусства входят живопись, графика, изобразительные печатные материалы и филателия общей численностью более 14000 единиц хранения. Наибольший интерес представляет собрание портретов, насчитывающее более 200 произведений XVII – начала XX веков. Среди уникальных произведений русского портретного искусства в коллекции живописи парсун XVII века «Портрет вологодского гостя Гаврилы Мартыновича Фетиева»; ценнейшие произведения местной художественной школы (П.Лопотова, Н.И.Катина, П.С.Тюрина, А.Ягодникова), полотна из дворянских усадеб (фамильные портреты и т.д.), серия клировых портретов (Пимена Савелова, Иосифа Золотого).

Фонд графики представлен собранием русских народных картинок и гравированных святцев, работами известных русских гравёров А.Ухтомского, С.Козловского, И.Клауберга, западноевропейскими видовыми и жанровыми гравюрами. Большой интерес в коллекции представляет альбомная графика А.П.Боборыкина, содержащая бытовые и жанровые зарисовки. Библиографической редкостью является альбом Н.П.Дмитриевского и И.И.Варакина «Старая Вологда» (1922 год издания).

Среди профессиональных российских авторов следует отметить работы вологодских графиков Н.В. и Г.Н. Бурмагиных, получивших всероссийское признание в 60-70-е гг. ХХ века.

Коллекция тканей насчитывает 11070 единиц и включает предметы XVIII-XXI веков.

Большая часть коллекции состоит из предметов крестьянской одежды (рубахи, воротушки, сукманики, сарафаны, передники, пояса, борушки, девичьи повязки и др.), характеризующей традиции локальных центров Вологодской губернии. Образцы ручного ткачества (полотняного, ремизного, бранного, закладного, выборного) и вышивки (строчевые, роспись, набор, гладь, крест, вологодское стекло, атласники, стяги и др.).

Гордостью музея по праву считается коллекция вологодского кружева, включающая более 4000 единиц хранения. В её состав входят предметы XVII –XXI веков. Две трети коллекции – мерное кружево (края, пошивы, аграманты). Остальную часть составляют штучные предметы - панно, покрывала, накидки, салфетки, кружевная одежда (блузы, жакеты, пальто, перелины), а также детали одежды – воротники, вставки, косынки, палантины, шарфы.

Наиболее ранние образцы представлены золотным и серебряным кружевом из вологодских церквей, ризницы Софийского собора и Спасо-Прилуцкого монастыря. Коллекция содержит много уникальных памятников вологодского нитяного кружева. К таковым относятся альбомы конца XIX- начала XX вв. с образцами кружев Кустарного музея Вологодского губернского земства и Постоянной торгово-промышленной выставки кустарных изделий в г. Вологде. Особую ценность имеет так называемое «агитационное» кружево: панно с государственной символикой СССР и союзных республик, широкие подзоры с изящными рисунками пятиконечных звёзд и технических средств – тракторами, электростанциями, самолётами с парашютами, кораблями и т.п.

В состав музейной кружевной коллекции вошли работы ведущих художников кружевного объединения «Снежинка»: К.В.Исаковой, М.Н.Груничевой, В.Д.Веселовой, Э.Я.Хумалы, В.Н.Ельфиной, А.Н.Ракчеевой, Г.Н.Мамровской и др.

Велика значимость коллекции культовых тканей (более тысячи единиц хранения) XVI-XIX вв. Это литургические комплекты, пелены, плащаницы, шитые иконы, ризы и оклады на живописные изображения, одежды священнослужителей. Наибольшую ценность составляют произведения лицевого шитья.

К раритетным памятникам в коллекции можно отнести одежду из гардероба императора Петра I , парадный мундир С.В.Рухлова, костюм охотника-зырянина.

Коллекция дерева насчитывает около 10000 единиц. В состав коллекции входят предметы этнографии, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов XIX- начала XX веков, художественная мебель XVIII – XX веков, игрушки и образцы продукции промышленных предприятий ХХ века. К особо ценным в коллекции относится возок XVII века именитых людей Строгановых, обитый тисненой кожей. В собрании представлены также редкие образцы резной полихромной мебели с позолотой начала XVIII века (из архиерейского дома), комплексы мебели XIX века из вологодских усадеб (наиболее интересный и полный из усадьбы села Спасское-Куркино), а также образцы продукции ведущих изготовителей «венской» мебели. Большой интерес представляет собрание прялок и деревянной посуды, а также предметов крестьянского домашнего интерьера, украшенных резьбой и росписью.

Музей обладает большой коллекцией произведений декоративно-прикладного искусства. Наиболее интересной является коллекция прорезной «шемогодской» бересты.

Коллекция металла насчитывает более 10000 предметов с XVII века до наших дней и объединяет в своём составе различные группы памятников материальной культуры: предметы быта, орудия труда и ремесла, предметы культового назначения, продукцию вологодских промышленных предприятий, предметы декоративно-прикладного искусства, памятники сфрагистики, технику и механизмы.

Среди культовых предметов значительно собрание медного литья (более 1000 единиц хранения). Это кресты, иконы, складни XVII – XIX веков. Особый интерес вызывают предметы, имеющие дату или клеймо мастера.

Собрана большая коллекция самоваров (около 200 единиц), хронологически
охватывающая период от начала Х1Х до второй половины ХХ века.

В коллекции поддужных колокольчиков представлены почти все основные центры их производства. Среди них самый ранний из датированных колокольчиков – валдайский 1802 года и колокольчик вологодского мастера Матвея Нагавикова 1811 года.

Одна из самых пополняемых групп – техника и механизмы. Значительную часть этой группы составляют разнообразные часы отечественного и иностранного производства. Среди них – английские напольные и настольные часы конца XVIII века, французские каминные часы в корпусе из золочёной бронзы первой половины XIX века.

Среди звуковоспроизводящих устройств выделяются два действующих граммофона конца XIX- начала XX веков и музыкальная шкатулка XIX века.

Коллекция керамики и стекла насчитывает более 4000 единиц хранения и включает в себя бытовую этнографическую и декоративную керамику, печные изразцы, глиняную игрушку и художественное стекло. В коллекции широко представлены гончарные центры Вологодской области, а также изделия современных художников-керамистов: Т.В.Горбатовой, С.Г.Феньвеши, С.А.Лопатенко, А.Ф.Бондаря, Н.А.Мишенцевой, В.Н.Холщагина.

Музей обладает ценной в историческом и художественном отношении коллекцией печных изразцов. В ней представлены изразцы различных видов: терракотовые, гладкие расписные, рельефные многоцветные, литые фабричного производства. Выполнены они в период с XVII по XX века мастерами Москвы, Великого Устюга, Тотьмы, Калуги. Фабричные изразцы, в основном, фабричного производства.

Коллекция глиняной игрушки не велика по количеству, но в её состав входят игрушки знаменитых мастеров Ульяны Бабкиной, И.В.Дружинина, династии Шевелёвых.
Декоративная керамика представлена работами Т.А.Чистяковой, П.В. Костроминой, Н.А.Мишенцевой, Н.А.Бызовой.

В состав коллекции стекла входят памятники стекольной промышленности России, начиная с XVIII века. Великолепными образцами русского художественного стекла XVIII века являются штофы и подарочные кубки, украшенные гравированным орнаментом. Из числа наиболее ранних предметов выделяется уникальный репрезентативный стеклянный кубок агравированным гербом А.Д.Меншикова и гравированной надписью «Виват князь Александр Данилович». Особой любовью русских мастеров пользовалось молочно-белое стекло, имитирующее фарфор. В состав коллекции входит ряд предметов из молочного стекла: вазы, графины, стаканы, кашпо, а также несколько интересных образцов пасхальных яиц, выполненных из цветного хрусталя, литого цветного и молочного стекла.

Коллекция художественных произведений из драгоценных металлов, камней и жемчуга интересна в историко-художественном отношении. В ее составе произведения XV-ХХI веков, различных стилей и направлений русского декоративно-прикладного искусства, широко представлено также творчество местных вологодских мастеров. В коллекции хранятся произведения художественных центров Москвы, Петербурга, Вологды, Великого Устюга, Ярославля, Костромы и некоторых других центров; имеется несколько предметов иностранного производства (Швеция, Германия, Голландия).

Большую часть коллекции составляют культовые предметы: дарохранительницы, дароносицы, потиры, дискосы, тарелки, лампады, евангелия в окладах, панагии, чаши водосвятные, кресты и т.д. Светскую часть коллекции представляют ювелирные украшения, столовые приборы, часы карманные, кружки, портсигары и др.

Вологодское серебряное дело представлено произведениями восьми мастеров. Особого внимания заслуживают произведения серебряников Великого Устюга, известных своим искусством обработки металла чернью. Представлены работы разных мастеров и периодов развития промысла, включая современные изделия (серийные и выставочные) Великоустюгского завода "Северная чернь".Самым ранним из них является архиерейский посох с черневыми изображениями святых и растительным орнаментом. В нижней его части выполнена надпись: «Сделан для Великоустюжского епископа Варлаама черневых дел мастером Михайлой Климшиным 1750 г.». В коллекции представлены работы художников Ф.Бушковского, М.Кошкова, М.Чиркова, Е.Шильниковского, Е.Тропиной, М.Угловской, А.Чернова, В.Шорохова, Л.Меньшиковой, Л. Бобылевой.

Более 50 памятников являются подписными. Среди них вклады известных духовных и светских лиц: Великого князя Андрея Меньшого в Спасо-Каменный монастырь, нижегородского митрополита Филарета в Спасо-Прилуцкий монастырь и др.

Коллекция включает произведения лицевого и орнаментального шитья с жемчугом и драгоценными камнями (оклады, ризы, покровы и покровцы, фрагменты шитых накладных украшений на иконы).

Коллекция фарфора и фаянса насчитывает 1252 единицы хранения. Основу коллекции составлены поступления 1924-1925 годов из Центрального хранилища Государственного музейного фонда и бывших дворянских усадеб Вологодского Грязовецкого и Кадниковского уездов Вологодской губернии: Спасское-Куркино, Никольское, Олсуфьево, Новое и т.д.
Коллекция музея позволяет познакомиться с изделиями, произведёнными в странах Востока: в Китае и Японии. Фарфор Запада представлен изделиями заводов Германии (Мейсен), Англии (Веджвуд), Франции (Севр), Австрии (Вена), Дании (Копенгаген), Голландии (Делфт). Редким экземпляром итальянской майолики является аптекарский сосуд, датированный 1515 годом. Большая часть коллекции- изделия российских заводов
(Императорский фарфоровый завод, заводы Гарднера, Батениных, Попова, Сипягина, братьев Корниловых, фарфорового концерна Кузнецова).

Фарфор советского времени представлен в коллекции, прежде всего изделиями Ленинградского фарфорового завода и Дулёво.

В состав книжного фонда письменных источников входят коллекции рукописной книги, книг кириллической печати, книг гражданской печати XVIII - первой четверти XIX века, редкой книги XIX - начала XX веков, редкой советской книги, редкой иностранной книги, современной редкой книги. Фонд редкой книги включает в себя уникальные памятники рукописной традиции, том числе 4 пергаменных рукописи. Одна из них - Евангелие-апракос - датируется концом ХIII - началом ХIV вв. Представляют интерес сборник XVIII века с полихромными миниатюрами (более 200) XVII века, наклеенными на страницы в соответствии с сюжетом иллюстрируемого текста; Служба и житие Логина Коряжемского, составленное и переписанное рукой епископа Александра Вятского; Сборник старообрядческий 1892 года, содержащий 223 миниатюры, выполненные в традициях народного лубка, и Апокалипсис 1888 года с 70 миниатюрами. Самые ранние книги кириллической печати в фондах музея происходят из города Вильно: Евангелие 1575 года и Псалтырь 1576 года. Среди печатных кириллических изданий XVII века наибольший интерес представляет Евангелие 1689 года, напечатанное в Москве на Печатном дворе, с миниатюрами, заставками, инициалами и бордюрными рамками, выполненными от руки, с вкладной записью 1745 года о вложении Евангелия в Вологодский Софийский собор.

Особый интерес представляют книги вологодских авторов: А.А.Засецкого, К.Н.Батюшкова, А.Мудрова. В коллекции редкой иностранной книги интерес представляют два экземпляра: 1643 и 1674 годов. Лицевой библии Николая – Иоанна Пискатора с гравюрами по рисункам нидерландских художников с краткими стихотворными пояснениями на латыни, а также самое редкое первое издание «Символы и эмблемата», напечатанное в 1705 году в Амстердаме в типографии Генриха Ветстейна по указу Петра I.

Коллекция документов насчитывает более 50 тыс. единиц хранения, из них более 3000 единиц документов дореволюционного периода. Самый ранний документ – Ставленая грамота митрополита Симона Корнилию Комельскому – датирован 1501 годом.

В коллекцию кино-фото-фонодокументов входят фотографии, негативы, видовые открытки общей численностью 60672 единицы хранения, отражающие историю Вологодского края, его экономическое, политическое и культурное развитие. Основную часть коллекции составляют чёрно-белые фотографии с 1860-х годов по настоящее время: событийные, портретные, видовые.

Особенно ценны ранние фотографии: «Выход на смотр пожарных» (Л.Ф.Корчагин, 1869-1870 гг.), «Водосвятный молебен в память 900–летия крещения Руси в Вологде» (К.А.Баранеев,1888 г.), «Выпуск Вологодской женской гимназии 1870 г. (фотограф неизвестен), «Панорама города Вологды» (фотограф неизвестен, около 1900 г.).
Коллекция видовых открыток представляет виды Вологды и уездных городов Вологодской губернии, населённых пунктов других губерний России и иностранных государств.
Коллекция негативов представлена негативами на стекле и на плёнке. В коллекции хранятся стеклянные негативы фотографа Л.Ф.Корчагина к. XIX – н. XX веков приобретённые С.А.Непеиным для Вологодского древнехранилища. Собраны коллекции известных вологодских фотографов: А.Н.Бама, С.В.Донина, А.В.Жидкова, В.К.Тарасовского и др.

В состав коллекции входят пластинки отечественных фирм, грамзаписи разного времени. Самые ранние грампластинки в коллекции, датированные началом ХХ века, выпущены фирмами Сирена Грандъ, Фаворит – Рекорд, Русским акционерным обществом граммофонов.

Коллекция археологии самая многочисленная в музее и насчитывает более 155 тысяч единиц хранения. В состав археологического фонда входят коллекции из раскопок практически всех районов области, от эпохи палеолита до позднего средневековья, на основе которых можно представить весь культурно – археологический срез, характеризующий область в целом.

Процесс формирования коллекции неразрывно связан и ярко отражает этапы археологических исследований на территории Вологодского края. Наиболее ранние по времени поступления материалы представлены кладом бронзовых украшений из Кок шеньгской волости Тотемского уезда (1869), коллекцией бронзовых топоров из Архангельской губернии (до 1917 г.), единичными находками с территории г. Вологды, коллекциями из раскопок Русанова (1902 г.) и В.Н.Глазова в Вологодской и Архангельской губерниях (1911 г.). В музей переданы коллекции таких известных археологов как М.Е.Фосс, А.Я.Брюсова, Л.А.Голубевой, Н.В.Тухтиной, А.В.Никитина, С.В.Ошибкиной, работавших в Вологодской области. С 1976 года археологическая коллекция музея активно пополняется благодаря работе вологодских археологов: Н.В.Гуслистова, И.Ф.Никитинского, Н.Г.Недомолкиной, А.М.Иванищева, А.В.Суворова, Л.С.Андриановой, И.П.Кукушкина и других).

Собрание нумизматики, фалеристики и бонистики насчитывает около 95 тысяч единиц хранения. К безусловным достоинствам коллекции следует отнести ее краеведческий характер, что позволяет судить о денежном обращении на территории Вологодского края в разные исторические периоды. Основную часть собрания составляют кладовые комплексы XV - XX вв. (26 серебряных и 17 медных кладов), в т.ч. один из крупнейших в России кладов серебряных монет XVII в., насчитывающий 47 тысяч русских серебряных монет и 22 западноевропейских талера.

Среди кладовых комплексов можно выделить клад монет XV-XVI вв., представленный монетами Московского и Рязанского княжеств, Великого Новгорода, Пскова, удельного княжества Верейского, что отражает особенности денежного обращения края в период централизации Русского государства.

Наиболее древними в коллекции являются монеты Боспорского царства III-II вв. до н. э. Среди античных монет выделяются монеты Римской империи. Средневековье представлено византийскими монетами, монетами Арабского Халифата и государств Западной Европы. Достаточно полно в коллекции представлены монеты Российского государства XVIII - XX вв. Самые ранние банкноты в коллекции относятся ко времени правления Александра I. Особый интерес представляет клад бумажных денег, состоящий из ассигнаций дореволюционного периода и первых лет советской власти, найденный при разборке дома на территории города в 1954 году.

Коллекцию бонистики составляют российские и советские бумажные денежные знаки, векселя, облигации государственных займов, лотерейные билеты, а также банкноты иностранных государств ХIХ - ХХ вв.

Естественно-научный фонд музея включает в себя пять основных коллекций (зоологическая, ботаническая, геологическая, палеонтологическая, энтомологическая) общей численностью около 17 тысяч единиц хранения., характеризующих историю развития и биоразнообразие органического мира Вологодской области. В фондах музея представлена большая часть видов животных и птиц, обитающих на территории нашего края, среди них 53 вида, внесённых в Красную книгу Вологодской области и 40 видов, внесённых в список редких и уязвимых животных Вологодской области, нуждающихся в зоологическом контроле.

В ботанической коллекции находятся 65 видов растений, занесённых в Красную книгу Вологодской области, из них 8 видов относятся к исчезающим в нашем регионе. Особую научную и историческую ценность в коллекции имеют ранние гербарии конца XIX-XX веков.

Интересна коллекция ночных и дневных бабочек А.Н.Полиевктова (408 экземпляров), собранная им в Вологде в период с 1912 по 1940 годы.

Музей гордится своими коллекциями, которые экспонировались в ведущих российских музеях (Государственном историко-культурном музее "Московский кремль", Государственном Историческом музее, Музее истории г. Москва, Муниципальном музее наивного искусства г. Москва, в выставочном зале "Новый манеж", в музее истории Санкт-Петербурга, в Государственном музее "Выборгский замок", в музее Мирового океана (г. Калининград), Национальный музей Республики Коми, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Музей народного и декоративно-прикладного искусства (г.Липецк), государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО»(Санкт-Петербург) и т.д и за рубежом: в Великобритании, Германии, Ватикане, Испании, Нидерландах, Венгрии, Финляндии, Франции, Италии, Австрии, Швеции и др.

Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник является научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением, государственным хранилищем художественных, историко-архитектурных, литературных и других памятников материальной и духовной культуры, а также природы. Объектами музейного показа являются более 40 памятников архитектуры общей площадью более 9000 кв. м. Ежегодно музей посещают более 200 тысяч человек; строится более 30 экспозиций и выставок по разнообразной тематике; проходят международные и всероссийские научные конференции, практические семинары по различным направлениям музейной деятельности.