=
Меню

Церковь Вознесения

Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами «царственной» Москвы — церквами Троицы в Никитниках (1628–1654) и Рождества в Путинках (1649–1652).

Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году «старанием и казною» богатейшего устюжского купца, московского «гостя» Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением «на взмостье, об одиннадцати главах» выглядела она в ХVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения.

Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Основной четверик церкви Вознесения, высокий и стройный, с тремя ярусами кокошников в завершении, увенчан пятью красиво скомпонованными гранеными главами «с перехватами» и коваными ажурными крестами. С востока к главному объему примыкает низкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. С северной стороны располагается двухэтажная пристройка с теплой церковью Богоявления Господня и Крестовоздвиженским приделом на первом этаже, Воскресенской церковью с трапезной и приделом царевича Дмитрия на втором. На юго-западе — домовая церковь храмоздателя Никифора Ревякина — небольшой придел Всех Святых. Его изящный кубический объем с миниатюрной «горкой» кокошников и стройной двухъярусной главкой поставлен над арочной галереей. С запада на второй этаж храма ведет широкая лестница с высоким нарядным крыльцом. Общий архитектурный силуэт дополняет ярусная колокольня, которую венчает шпиль с фигуркой парящего ангела.

Живописный вид церкви Вознесения находится в неразрывной связи с особой выразительностью архитектурно-художественных форм внешнего богатого декора, придающего всему памятнику праздничную нарядность. Фасады стен украшают типичные для XVII столетия детали: городчатые карнизы, мелкие квадратные ширинки (кессоны) с нишками, приставные парные полуколонки, разнообразные фигурные наличники окон. Все это богатство форм дополняют сверкающие поливные изразцы, примененные в ширинках и карнизах, в тимпанах венчающих кокошников и в виде отдельных самостоятельных вставок.

Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения — цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в.

Величественный пятиярусный резной золоченый иконостас церкви Вознесения, возведенный в 40–50-е годы XVIII века,— один из ранних сохранившихся барочных иконостасов Великого Устюга. Плоскорельефная сквозная растительная резьба тонким изящным орнаментом покрывает тумбы под иконами местного ряда. Более богатая объемная резьба украшает царские врата и разделительные колонки верхних ярусов. Завершается иконостас резным «Распятием», по сторонам которого расположены парные фигуры ангелов, выполненные на рубеже XVII — XVIII веков в технике плоскорельефной резьбы.

Нарядным и богатым выглядит резной золоченый трехъярусный иконостас Воскресенского придела. Он интересен прежде всего как собрание икон известного устюжского иконописца первой половины XVIII века Стефана Соколова, представителя династии потомственных устюжских иконописцев. В своем творчестве он следовал лучшим традициям знаменитых «устюжских писем», которые отличают изящество рисунка, каллиграфическая чистота линий, тщательная прорисовка деталей, изысканный колорит, особое пристрастие к миниатюрам. Точную дату создания иконостаса Воскресенской церкви позволили установить подписные иконы Стефана Соколова из местного ряда: «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (1718) и «Воскресение Христово» (1719).

В начале 2009 года в церкви Вознесения открылся Музей древнерусского искусства, созданный в рамках программы ОАО «Северсталь» поддержки деятельности региональных музеев изобразительного искусства «Музеи Русского Севера». Великий Устюг — один из крупных центров древнерусского искусства. Понятие устюжской культуры — явление сложное. Это летописание и книжная культура, иконопись и художественные ремесла. Ни в одном из северных городов не было такого обилия летописей, как в Великом Устюге. Особого совершенства устюжские мастера достигли в иконописании, создав знаменитые «устюжские письма». Известен был Устюг и художественными промыслами: чернения по серебру, финифтяным и филигранным, кованого и просечного железа. В каждом виде устюжское искусство достигло очень высокого уровня. Были созданы местные стилевые традиции, выделяющие Устюг из других ведущих художественных центров.

В Музее древнерусского искусства широко представлены памятники устюжской иконописи XV — XVII веков, произведения Строгановского лицевого шитья, рукописные и старопечатные книги из библиотек устюжских монастырей и церквей.

Доминанты экспозиции — выдающиеся произведения устюжского искусства — чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558) и резная Сень царских врат (XVII в. ), храмовая икона Успенского собора «Успение Богоматери» (1496) и поклонный резной белокаменный крест (1625), вытесанный мастером Мисаилом в память преставления небесного покровителя Устюга святого Прокопия Праведного, плащаница «Положение во гроб» XV столетия, плащаницы XVII в.— вклады именитых людей Строгановых в устюжские храмы.

Музей древнерусского искусства дает возможность устюжанам и многочисленным гостям города открыть значение Великого Устюга как крупного культурного центра Русского Севера, прикоснуться к духовно-нравственным истокам русской культуры.

В церкви Вознесения работают выставки «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы» и «Иконостасы Великого Устюга, орнатентальная резьба, деревянная скульптура».

На выставке, посвященной особочтимым устюжским святым Прокопию и Иоанну, Христа ради юродивым, представлены произведения иконописи, лицевого шитья, черни по серебру XVII — XIX веков. Среди них такие известные устюжские памятники иконописи, как житийные иконы Прокопия Устюжского — вклад Никиты Строганова и Афанасия Гусельникова в Прокопьевский собор.

Выставка деревянной скульптуры дает возможность увидеть созданные устюжскими мастерами произведения мелкой пластики, резные фигуры предстоящих Богоматери и Марии Магдалины из композиции «Распятие с предстоящими» (сер. XVIII в. ). Особое внимание привлекает внимание Пиета — Оплакивание Христа (1805 г. ). Живописными и пластическими художественными средствами создана сложная скульптурная композиция, изображающая момент прощания Богоматери с телом Сына, снятого с Креста Господа Иисуса Христа.