=
Меню

Церковь Симеона Столпника

Храм Симеона Столпника — один из замечательных памятников устюжского зодчества середины XVIII в.— расположен на берегу реки Сухоны в нижней (второй) части Великого Устюга.

Строительство каменной церкви на месте одноименной деревянной было начато в 1725 году. Во время большого пожара храм сильно обгорел, после чего на средства устюжского купца И. Я. Курочкина началась его перестройка, завершившаяся в 1765 году.

Церковь Симеона Столпника — единственная из сохранившихся в Устюге церквей, в архитектуре которой присутствуют черты западноевропейского барокко. Влияние этого направления сказывается в декоре верхнего холодного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и приделов Николая Чудотворца и равноапостольного князя Владимира. Вычурной формы наличники западноевропейского типа обрамляют оконные проемы. Плоские пилястры, увенчанные уникальными изразцовыми капителями, украшают стены. Эти капители, замечательные изделия талантливых устюжских гончаров, почти не имеют аналогий во всей русской архитектуре XVIII в. Они придают облику храма необычайную нарядность и торжественность, вводят дополнительный изумрудный цвет в колорит Симеоновской церкви. Особенно богато убранство западного фасада. Здесь и круглые окна над боковыми порталами приделов, и пышный фронтон в центре, и открытая паперть-терраса с двухмаршевой лестницей, ведущей к главному входу в храм.

Интерьер холодного храма Рождества Пресвятой Богородицы, сложившийся в 1757–1765 годах, поражает цельностью своего барочного убранства, необычайным богатством отделки. Стены и своды покрыты искуснейшей лепниной. В клеймах — живописные изображения сюжетов из Нового и Ветхого Заветов. Большой трехъярусный изящной работы иконостас украшен необычайно сочной и пышной резьбой. Иконы написаны одним из лучших устюжских иконописцев XVIII века Василием Колмогоровым (сейчас они хранятся в фондах Великоустюгского музея-заповедника).

Декор нижнего (теплого) храма, освященного во имя преподобного Симеона Столпника, выполнен в традициях раннего «нарышкинского барокко». На фоне оштукатуренных и окрашенных в красный цвет стен выделяются одиночные и сдвоенные, гладкие и волнообразные белые пилястры. Карнизы с фестончиками и разрезные фронтончики окон по формам восходят к деталям рубежа XVII-XVIII вв. Внутреннее убранство этого храма, к сожалению, утрачено. Сохранилась лишь храмовая икона «Преподобный Симеон Столпник, в житии» II-й пол. XVI в. (с 1958 года она находится в Третьяковской галерее).

Декоративное убранство храма и отдельно стоящей колокольни по своему характеру очень близки, однако изразцовые многоцветные капители пилястр на ее фасадах богаче и разнообразнее.

В начале ХХI века церковь Симеона Столпника — это действующий храм и объект музейного показа. Общиной верующих совместно с администрацией города, организациями, предпринимателями восстановлена теплая церковь. Музей-заповедник приступил к научной реставрации этого уникального памятника архитектуры.