=
Меню

Прокопьевский собор

Среди сонма святых Земли Русской особым светом сияет небесный покровитель Великого Устюга святой праведный Прокопий (+ 8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался навсегда в Святой Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия — юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых — спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.

Прокопий Праведный — особочтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь — благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.

В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676–1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь — святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году к нему был пристроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора — цельное собрание устюжской живописи XVII — XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI — начало XVII в. ) — приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова — образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея-заповедника».

Реставрация иконостаса была выполнена в 80–90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись.

С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор — один из красивейших храмов Великого Устюга — находится в совместном ведении Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.