=
Меню

Никольская церковь

На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади, расположен Никольский храм с колокольней – памятник архитектуры XVII-XIX вв. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви.

В 1986 году после проведения реставрационных работ в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. Сегодня здесь экспозиции Музея этнографии. Богатые фондовые коллекции позволили показать разнообразие народного искусства Устюжского края XVII – начала ХХ в.: узорное ткачество (пестрядь, ремизное, браное, выборное), вышивку, кубовую набойку, резьбу и роспись по дереву, ковку и просечку, керамику.

Непревзойденное мастерство проявили устюжские мастерицы в браном ткачестве, которое отличалось богатством орнамента и исключительной цветовой насыщенностью.

Полотенца, фартуки, наплечные косынки, рубахи, пояса украшали узорами, выполненными красными, белыми хлопчатобумажными нитями или цветным гарусом. Оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые тона придавали тканям ярко выраженную декоративность. Техника исполнения обусловила геометрический характер орнамента. Узоры составлялись из ромбов, треугольников, крестов. Часто в композицию включались изображения кавалеров и барышень, птиц, коней, всадников, что являлось особенностью устюжского браного ткачества. Люди верили, что узоры несут в себе добро и благополучие, оберегают человека от зла.

Тонким художественным вкусом отличалась вышивка устюжских мастериц, использовавших белую и цветную перевить, крест, тамбур, верхошов. В орнаменте узоров полотенец и подзоров сказочно красивые растительные мотивы, изображения женских фигурок, барсов, оленей, птиц.

Все способы украшения тканей нашли отражение в женском наряде. На выставке представлены праздничные женские костюмы ХIХ – начала ХХ в, сохранившие традиции национальной русской одежды, несравненное великолепие которой наделяло истинной красотой каждую девушку, каждую женщину. Особенно красивы праздничные костюмы из шелковых и полупарчевых тканей с драгоценными головными уборами, нагрудными и шейными украшениями, жемчужными серьгами. Перевязка девичья, венец, коруна, белый платок с золотым цветущим кустом, кокошник шиты золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутровыми плашками, бисером, стеклярусом.

Повсеместное распространение на устюжской земле получила художественная обработка дерева. Мастера применяли выемчатую, объемную, сквозную резьбу, роспись и раскраску. Большинство предметов, представленных на выставке, связаны с обработкой льна, ткачеством, шитьем одежды – прялки, трепала, детали ткацкого стана, швейки, рубели. Гармонией форм, плавностью силуэта отличаются ковши-великаны, ковши-наливки, солоницы-утицы. О высокой культуре резьбы по дереву свидетельствуют пряничные доски, которые служили формой для «пряников печатных».

В Музее этнографии показан уголок интерьера крестьянской избы. Вход в голбец, двери, опечье, заборки, шкафы-поставцы, люлька, сундуки, праздничные дуги, прялки украшены яркой цветочной кистевой росписью, которая широко бытовала в декоративном убранстве крестьянских изб, что свидетельствовало о достатке и благополучии семьи.

Устюжские мастера «…умели всякое кузнечное дело делать». Кованые и просечные врата, знаменитые устюжские сундуки, шкатулки с просечными железными накладками, кронштейны, светцы отличаются художественной выразительностью и удивительной пластичностью.

Уголок интерьера крестьянской избы

В экспозиции показаны и разнообразные по назначению гончарные изделия: корчаги, кринки, пивные чаши, горшочки, сосуды для дегтя.

Произведения, экспонируемые в Музее этнографии, свидетельствуют о богатстве художественной культуры русского народа, о талантливости мастеров Великого Устюга.