=
Меню

Изобразительное искусство

Вологодская картинная галерея

Вологодская культура имеет свои неповторимые черты. Здесь, на Русском Севере, бережно сохранились древние памятники и традиции.

С распространением христианства на Севере Вологодский край становится большим центром православного искусства. С XII по XIX столетия были созданы высокие образцы иконописной и монументальной живописи, деревянной резьбы, лицевого шитья, мелкой пластики и обрядовой утвари. Для исполнения крупных живописных комплексов обычно приглашались знаменитые мастера из Москвы, Новгорода, Ростова, Ярославля, Белозерска, Вологды.

Уникальным памятником культуры мирового значения являются сохранившиеся в первозданном виде фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Они были выполнены в 1502 году известным московским иконописцем Дионисием с сыновьями.
Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы. Богоматерь на троне
Росписи считаются последней из его монументальных работ, созданных в конце жизни. На западной стене портала сохранилась фресковая живопись, посвященная самому празднику Рождества. Кроме евангельских сюжетов, большая часть храма расписана своеобразными иллюстрациями к песням акафиста Божьей Матери. Особое значение имеет роспись в люнетах: «Собор Богородицы», «О тебе радуется», «Покров Богородицы» и алтарный образ Марии с младенцем и коленопреклоненными ангелами. Дионисию свойственно величественная торжественность, духовная возвышенность, поэтичность религиозных образов; музыкальная органичность и согласие всех частей композиционного размещения фресок в архитектурном пространстве, праздничность и изысканность живописного колорита.

В золотой фонд русской культуры входят и росписи Софийского кафедрального собора в Вологде, выполненные в XVII веке лучшим ярославским иконописцем Дмитрием Плехановым.

Основу коллекций вологодских музеев составляют работы, выполненные местными иконописными центрами. Они стали формироваться в период XV — XVII веков в традиционных художественных центрах края — Белозерске, Великом Устюге, Вологде, Кирилло-Белозерском монастыре, Тотьме, Устюжне. Их стиль не похож на официальные школы, хотя влияние последних всегда читается. Так называемые «северные письма» (иконы) отражают вкусы местного населения, живущего среди северных лесов, рек, озер и удаленного от столиц. От классической традиции вологодскую икону отличает большая конкретность, определенность образа, созерцательно-чувственная эмоциональная окраска свободного повествования библейских сюжетов, сдержанность колорита.

Вологодская областная картинная галерея. Шаламовский дом. Постоянная экспозиция русского и западноевропейского искусства XVII — начала XX века. Раздел русского искусства XVIII — XIX веков

Светское городское изобразительное искусство возникло в XVII веке. Первым появился портретный жанр как наиболее востребованный в среде богатых людей. Значительное развитие этого жанра произошло в XVIII — XIX веках. Многочисленные портретные образы представляют обитателей провинциальных городов губернии разных сословий: дворян, чиновников, купцов, священников. Они зримо рассказывают о том, как они выглядели, какие имели характеры и пристрастия. Камерные и парадные фамильные портреты вологжан и их детей чаще всего предназначались для домашних и усадебных интерьеров и выполнялись в основном местными художниками, нередко крепостными. Наиболее известным из них стал академик портретной живописи Платон Тюрин, работы которого отличаются живописным мастерством и мягким психологизмом.

С Вологодчиной связан великий классик XIX века В. В. Верещагин, который родился в Череповце. Художник первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна стать средством разрешения международных споров. Василий Верещагин не отделял художественную культуру от проблем нравственных, от событий общественной жизни. В 1890-х годах он совершил путешествие по водному пути от Вологды до Соловков. Творческим результатом поездки по родному Северу стали рисунки, пейзажи, а также серия портретов: «Мастеровой — вологжанин», «Старушка-вологжанка», «Отставной дворецкий» и др.


Верещагин В. В.
Старушка-вологжанка.
Этюд. Около 1895.
Холст, масло

Словно в продолжение этих традиций в начале XX века возникло объединение творческой интеллигенции — Северный кружок любителей изящных искусств (СКЛИИ). Это было первое на Русском Севере общественное объединение художников и любителей искусства, направленное на изучение художественной старины, поддержку современного изобразительного искусства и развитие в обществе любви к прекрасному. Продолжателем деятельности этого объединения в настоящее время является Вологодская областная картинная галерея — единственный специализированный художественный музей Вологодской области. Представителями СКЛИИ преимущественно были пейзажисты — А. Борисов, Д. Мартен, А. Каринская. За время своего существования Северный кружок любителей изящных искусств (1906–1920) организовал в Вологде шесть уникальных для провинции того времени художественных выставок старого и нового искусства. Наиболее полно в Вологде были представлены живописцы и графики Товарищества передвижных художественных выставок, «Союза русских художников», объединений «Мир искусства» и «Новое общество художников». Активным участником кружка был пейзажист Ф. Вахрушов, который создал лирические образы природы родного Тотемского района, где жил и работал по окончании Академии художеств.

Деятельность Северного кружка любителей изящных искусств сыграла решающее значение для развития изобразительного искусства на Вологодчине. Созданная кружком научно-творческая база стала основой для первого яркого расцвета вологодского изобразительного искусства в период 1920–30-х годов.

Искусство 1920-х годов отмечено зарождением вологодской графики. Художники Н. Дмитревский и И. Варакин своим творчеством положили начало традициям художественного оформления книги и книжного знака на Севере. Они создали альбом линогравюр «Старая Вологда».


Репродукция: Вахрушов Ф. М.
Осенью. Тотемский уезд.
1917–1922. Холст, масло.


Репродукция: Бороздин О. А.
Вологда пятидесятых годов.
Холст, масло.


Репродукция: Г. и Н. Бурмагины.
Церковь Иоанна Златоуста. Из серии
«Архитектурные памятники Вологды».
Бумага, ксилография

Во время Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт, оставшиеся в городе работали в «Окнах ТАСС», писали информационные сводки, проводили небольшие выставки. В военные годы вологодские художники создали очень искренние, психологически верно найденные портретные и жанровые произведения. Многие молодые художники, только что получившие художественное образование или лишь начинавшие свой творческий путь, прошли дорогами войны. Это К. Воробьев, М. Ларичев, А. Наговицын, В. Корбаков, С. Теленков, А. Щепелкин, Б. Шварков, А. Усков, Б. Чередин и другие.

Обновление современного вологодского искусства произошло в конце 1950-х — в 1960-е годы, когда в Вологду приехали молодые, энергичные выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова — Н. Баскаков, В. Корбаков, Д. Тутунджан. Они повысили требования к профессиональному мастерству художников, внесли атмосферу новаторства и поиска индивидуальных выразительных средств. Рядом с ними в Вологде работали графики Г. и Н. Бурмагины, В. Едемский, Л. Щетнев, живописцы О. Бороздин, Ю. Петров, Г. Попов, в Череповце — графики А. Наговицын, В. Сергеев, живописцы — Н. Гришачев, Е. Соколов, скульпторы — А. Щепелкин, М. Каменский, Т. Контарева, керамистка — Т. Чистякова. В 1970-е годы выдвинулись новые имена — А. Пантелеев, Я. Крыжевский, Г. Асафов, Г. Осиев, А. Савин, Ю. Воронов, С. Веселов, В. Егоров.

На 1970-е годы приходится расцвет заметного в масштабах страны художественного явления, названного «вологодской графикой». Общий тон творческих поисков на зональных смотрах во многом задавали вологжане. Они демонстрировали свое искусство в столице и за пределами России.

Вологодская земля собрала и предоставила возможность для развития многих ярких, талантливых личностей. Значительное развитие вологодской графики, ее высокая репутация неразрывно связаны с именами Г. и Н. Бурмагиных. Их гравюры на дереве отличает высокое мастерство, поэтически образный художественный язык, который соединил в едином синтезе традиции классической и народной культуры. В 1960–1970-е годы художники создали серии гравюр, посвященные памятникам вологодской архитектуры, русским сказкам и песням, немало книг, среди которых сборники стихов вологодских поэтов. Именем Бурмагиных в 1980-е годы была названа одна из улиц города Вологды.

Совсем иные черты свойственны художественному миру Джанны Тутунджан. Созданные ею картины написаны в светлых, живых теплых тонах темперной краски: «Незабудки» (1969), «Надежа» (1975), а большие черно-белые рисунки — смелыми, выверенными линиями карандаша и фломастера — «Про хлеб, про соль», «Конюх», «Сама себе хозяйка», «Сын сына» (1965–1968). В вологодском искусстве они выделяются своей остротой и богатством характеров, психологической глубиной. Частные судьбы мужественных, но стареющих людей художник представляет обобщенными судьбами русской деревни. Большой интерес вызывают натурные зарисовки, особенно те, в композициях которых включены разговорные тексты, произнесенные в момент позирования,— это воспоминания, смешные или грустные рассуждения деревенских людей о жизни.

Постоянным инициатором и проводником идей обновления современной вологодской живописи, начиная с 1960-х годов, является В. Корбаков. Его творческий путь представляется многогранной, но всегда созидательной и плодотворной дорогой художественных исканий.

Безусловно, художник органично развивался вместе со своим временем и чутко улавливал все свежие изменения живописной стилистики. Одновременно, он всегда оставался самим собой, постоянно делая упор на открыто эмоциональную и экспрессивную манеру письма. Сегодня народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств Владимир Корбаков все чаще «советуется» с большими мастерами разных эпох: от VII столетия до современности.



Репродукция: Тутунджан Д. Т.
Молодая.
Холст, масло, темпера


Репродукция: Пантелеев А. В.
Мороз и солнце.1987. Холст, масло.

Он погружается в глубины вечных ценностей профессионализма и волнующей образности мировой классики, постоянно выезжает на пленэры в старинные города Вологодской области и создает серии картин о природе и культуре Русского Севера («По дороге Ломоносова», «Моя Вологда», «Поклон родной земле», «Родные места Рубцова»). Постоянная экспозиция живописи и графики художника размещается в Музейно-творческом центре «Дом Корбакова» Вологодской областной картинной галереи.

Александр Пантелеев более всего известен как мастер индустриального пейзажа. Но, проработав в Вологде последние полтора десятилетия своей жизни, он в чем-то изменился, стал мягче и лиричней. Пейзажи художника 1980-х годов наполнены светлым покоем умиротворения и тишиной сельских просторов. В эти годы Пантелеев пишет цикл поистине монументальных панорамных пейзажей «Времена года», в котором его больше всего волновало торжество природы: июльский зной или сказочная красота зимнего снега в картинах «Бабье лето», «Июль в Устюжне», «Мороз и солнце». Память о нем хранит первый музей современного художника в Вологде — Мемориальная мастерская заслуженного художника России А. В. Пантелеева Вологодской областной картинной галереи.

Сегодня работают в самых разных стилевых направлениях современной живописи и графики вологодские мастера: Г. Асафов, Ю. Воронов, Г. Попов, А. Савин, М. Копьев, которых объединяет постоянное устремление к осмыслению окружающего мира и его проблем, привнесенных современностью.

Жанр лирического пейзажа нашел дальнейшее развитие в произведениях С. Хрусталевой, Е. Соколова, В. Сергеева,  Б. Шабаева, Л. Яблокова, Ю. Коробова, В. Латынцева. В живописи О. Бороздина, В. Страхова, Ю. Волкова возрождаются традиции русского реалистического пейзажа XIX века.

Возникли новые для Вологды виды искусства: медальерное литье (А. Шебунин) , театрально-декорационное искусство (О. Пахомов), декоративная керамика (Т. Чистякова, Н. Мишинцева), роспись по ткани (Т. Рыбакова), гобелены ручного плетения, пространственные композиции и коллажи из металла, камня, ткани (В. Кордюков), авторское ювелирное искусство (В. Попов, Е. Данкевич, А. Рычков, С. Глунина), деревянные резные пряничные доски (М. Кирьянов).

Традиционные народные художественные промыслы Вологодской области составляют важную страницу отечественной истории. Большую известность получили вологодские кружева, северная чернь, шемогодская резьба по бересте, перегородчатые и усольские эмали, узорное череповецкое ткачество. Среди русских кружевных школ Вологда всегда признавалась одним из самых больших и значимых центров.

Вологодская областная картинная галерея ведет целенаправленную работу по собиранию, изучению и экспонированию произведений современных художников Вологодчины: народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств В. Н. Корбакова; членов-корреспондентов Российской академии художеств — народного художника РФ Д. Т. Тутунджан и заслуженного художника РФ В. Н. Страхова; заслуженных художников РФ О. А. Бороздина, М. В. Копьева, А. И. Савина, В. А. Сергеева, Н. И. Мишусты, Т. А. Чистяковой, Ю. С. Коробова и других. Работы вологодских художников представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и во многих других художественных собраниях России.