Меню

Известные вологжане

Фортунатов Филипп Федорович

Фортунатов Филипп Федорович

лингвист, академик Российской академии наук (1898) профессор сравнительного языкознания, ординарный академик по отделению русского языка и словесности Петербургской АН

Дата рождения: 02.01.1848
Место рождения: г.Вологда
Дата смерти: 20.09.1914
Место смерти: д.Косалма около Петрозаводска


(2.01.1848, Вологда – 20.09.1914, д.Косалма около Петрозаводска)

Выдающийся ученый-языковед, лингвист широкого профиля, высокоэрудированный в области общего и индоевропейского языкознания. Исследователь славянских, балтийских, греческого, латинского, древнеиндийского, готского, армянского, бактрийского языков, их основных разделов – фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса. Заместитель председателя Орфографической комиссии, председатель ее подкомиссии, подготовившей принятую после 1917 г. реформу русского письма.


Среди всех ученых старой России академик Л.В.Щерба выделял трех замечательных лингвистов-теоретиков – А.А.Потебню, Ф.Ф.Фортунатова и И.А.Бодуэна де Куртенэ. Каждый их них создал свое направление в науке, особую научную школу, самой крупной из них была школа Фортунатова. Помимо известных ученых России, ее учениками были представители Франции, Германии, Австрии, Румынии, Финляндии, Швеции, Норвегии и других стран. Идеи и достижения научной деятельности Ф.Ф.Фортунатова вывели российскую науку о языке на международный уровень, оказали заметное влияние на языкознание Европы. Фортунатов – член правления Академии наук, член и почетный член Московского, Петербургского, Одесского университетов, университета Христиании, член-корреспондент Сербской академии наук, член целого ряда обществ.

Учительская фамилия Фортунатовых в Вологде начинается с конца XVIII в. Будущий академик родился в семье инспектора губернской гимназии Федора Никитича и Юлии Алексеевны Фортунатовых шестым из семи детей (мать умерла в 1857 г., когда ее предпоследнему ребенку было 9 лет, а последнему, Алеше, один год). Это была необычайно одаренная семья. Отец в 20 лет окончил Петербургский университет, преподавал историю и статистику, писал статьи, был в центре литературной жизни Вологды, имел связи с известными деятелями литературы. Братья Степан Федорович и Алексей Федорович преподавали в московских вузах.

В 1852 г. семья Фортунатовых переехала в Петрозаводск в связи с переводом отца на должность директора народных училищ и местной гимназии. Начав в ней гимназический курс, Фортунатов окончил его во 2-й гимназии в Москве, куда переехал вместе с отцом, вышедшим в отставку в 1863 г.

С 1864 по 1868 г. Фортунатов учился на историко-филологическом факультете Московского университета, после окончания его получил степень кандидата и был оставлен при университете для приготовления к званию профессора по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков.

Научная деятельность Фортунатова началась в 1871 г., когда он вместе с В.Миллером выехал в Литву для изучения литовских говоров (в 1872 г. в «Известиях Московского университета» (№ 1–3) появилась работа «Литовские народные песни, собранные Ф.Фортунатовым и Всев.Миллером»), и продолжалась 43 года. Внимание к литовскому языку, защита его прав, по признанию председателя петроградского Литово-Жмудского общества, «способствовали национальному самосознанию литовского народа…» и оставили у литовцев благодарную память об ученом.

В 1871 г. после сдачи магистерских экзаменов Фортунатов на два года командируется за границу. Во Франции, Германии, Англии под руководством ведущих ученых он занимается изучением древнейших индоевропейских языков, изучает тексты древнеиндийских памятников.

В 1875 г. на основе собранного материала защищает магистерскую диссертацию, являющуюся первым в России исследованием по сравнительной грамматике индоевропейских языков, и избирается доцентом по соответствующей кафедре.

В 1884 г. без защиты диссертации по представлению Киевского и Московского университетов ему присуждается ученая степень доктора и он становится профессором кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков. В Московском университете он читает лекции по старославянскому и литовскому языкам, по общему языкознанию, сравнительной фонетике и морфологии индоевропейских языков, по древнеиндийскому литературному языку, ведет спецсеминары. Здесь под руководством Фортунатова возникла лингвистическая школа, которая принесла русскому языкознанию заслуженную славу.

В 1898 г. за работы, имевшие важное значение для развития языкознания, Ф.Ф.Фортунатов избирается в члены Академии наук по отделению русского языка. В 1902 г. уезжает в Петербург, где сосредоточивается на редактировании академических изданий. В 1904 г. возглавляет подкомиссию Орфографической комиссии. С 1912 г. он – член правления Академии наук.

С выдающимся талантом и высоким научным и преподавательским авторитетом сочетался благородный нравственный облик, основными личными качествами Филиппа Федоровича были правдивость и доброта, высокая гражданственность. Из-за огромной требовательности к себе и скромности свои мысли и высказывания ученый редко оформлял в виде печатных работ (исследователи насчитывают 34–35 печатных работ).

Умер Ф.Ф.Фортунатов скоропостижно на даче во время прогулки, похоронен, как он и завещал, на сельском кладбище у часовни.

Ф.Ф.Фортунатов проявил себя прежде всего как представитель сравнительно-исторического языкознания (возникшего и оформившегося в первой половине XIX в., успешно изучавшего происхождение и историю родственных, восходящих к одному праязыку, языков в их сходствах и различиях с помощью специально разработанных приемов). Он выдвинул ряд новых подходов к изучению языков, в частности указал на необходимость установления причинной зависимости языковых изменений, на связи сравнительно-исторических исследований и изучения истории отдельных языков: наука стремится узнать причину и связь явлений. Фортунатов утверждает иные представления об индоевропейском праязыке (к которому так или иначе восходят живые и мертвые языки одной из крупнейших семей Евразии): этот праязык не был примитивным, имел свою историю, постепенно распадался на диалекты, из которых с течением времени образовались отдельные языки. Фортунатов внес большой вклад в изучение звукового строя индоевропейского языка, его законов, эволюции, в описание его применительно к периоду распада, в установление праформ языковых единиц в древнеиндийском, греческом, латинском и славянских языках. Он уточнил генеалогическую (по родству) классификацию языков, был одним из создателей исторической акцентологии (науки об ударении). Особое значение имеет здесь открытый им закон передвижения ударения от начала к концу слова, отражающийся в славянских и балтийских языках. Выделил наиболее общие грамматические классы слов (отличные от известных нам частей речи), опираясь на строго формальный признак. Предпринятое Фортунатовым сравнительное и историческое изучение языков опирается на философские и общелингвистические положения его языковой концепции.

В области общего языкознания Фортунатов затронул ряд важных вопросов и предложил новые принципы изучения языка, выдвинул целый ряд оригинальных идей. Принципиально важным было требование установления причин и связей языковых явлений, что объективно направлено против распространенного в то время изучения отдельно взятых фактов – атомизма; было выдвинуто положение о связи истории языка с историей общества, указано на социальную сторону языка, рассматривались вопросы о неразрывной связи языка и мышления, о знаковом характере языка (язык – совокупность знаков для мысли и выражения мысли в речи и для выражения чувствований), о различении языка и речи, дано одно из определений слова.

Радикально новым и очень продуктивным был подход к языковым единицам от формы, если не устраняющий, то существенно ограничивающий субъективные решения при подходе от значения, оформившийся как формально-грамматическое направление, давшее одно из названий фортунатовской школе. Центральным в новой грамматической концепции было решение проблемы формы слова, близкое к современным представлениям. Подход от формы не означал отказа от значения, а принципиально предполагал наличие у слова и других единиц не просто значения, а именно грамматического значения. С другой стороны, недостаточное внимание к подходу от значения к форме не позволило увидеть полнее проблематику форм и частей речи в морфологии.

В области другого раздела грамматики – синтаксиса – принципиальным было выделение словосочетания как главной, вбирающей в себя предложение, синтаксической единицы. Это отвечало непрекращающимся поискам лингвистов собственно языковой единицы, отличной от логических и психологических единиц. Учение Фортунатова о словосочетании имело большое значение для выработки современных представлений об этой единице.

Основным недостатком общелингвистических взглядов, и в частности грамматической концепции ученого (как, впрочем, и многих других школ и концепций), с современных позиций был психологический подход – понимание языка как психического явления.

Велика роль Ф.Ф.Фортунатова как представителя подкомиссии в подготовке реформы графики и орфографии. В первом случае были устранены из алфавита буквы «фита», «ижица», «ять», а также написание «ъ» (ера) в конце слов (это была уже вторая, после Петра I, реформа графики), во втором случае были упорядочены и упрощены правила правописания (это была первая и пока единственная реформа орфографии). Известный русский языковед В.И.Чернышев писал: «…Несомненный практический успех реформы, ее удобоприложимость зависели от ее научной обоснованности, от строгой продуманности и четкой формулировки ее основных положений и деталей, от всестороннего обсуждения проектов реформы людьми науки и школьной практики».

В педагогической концепции Фортунатова следует выделить требование общелингвистической научной подготовки студентов (в отличие от традиционно практической подготовки в университетах), выработки сознательного отношения к фактам языка. В низших классах учащиеся должны идти не от грамматической теории, а от наблюдений под руководством учителей к открытиям тех или иных явлений родного языка, в старших классах надо сосредоточиться на понимании грамматических явлений и на этой основе добиваться развития мыслительных способностей у учащихся.

Труды: Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – Т. 1–2. – М., 1956–1957.


Литература:

Поржезинский В.К. Филипп Федорович Фортунатов. – М., 1914;

Шахматов А.А. Филипп Федорович Фортунатов. Некролог // Известия АН. – VI серия. – 1914. – № 14;

Щерба Л.В. Фортунатов и история науки о языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1964;

Колесов В.В. Филипп Федорович Фортунатов // Славяноведение в дореволюционной России. – М., 1979. – С. 344–346;

Смирнов С.В. Отечественные философы-слависты середины XVIII – начала XX в. – М., 2001. – С. 240–250;

Чемоданов Н.С. Сравнительное языкознание в России. – М., 1956. – С. 58–77;

Чернышев В.И. Ф.Ф.Фортунатов и А.А.Шахматов – реформаторы русского правописания // Чернышев В.И. Избранные труды. – Т. 2. – М., 1970;

Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России. Конец XIX – начало XX в. – М., 1968. – С. 84–99;

Толкачев А.И. Ф.Ф.Фортунатов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1964. – Т. XXIII. – Вып. 5.

В.И.Чуглов

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". -
Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X


Возврат к списку