Меню

Известные вологжане

Христофор Коряжемский, Сольвычегодский, преподобный

† после 1572 год, память 25 июля/7 августа

В 1537 году, когда преподобный Логгин поселился при устье реки Коряжемы и стал принимать к себе учеников, желавших разделять с ним пустынные труды, блаженный Христофор был одним из первых его пострижеников и сподвижников. Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришёл в пустыню. Принимая во внимание то, что он пришёл к преподобному Логгину вскоре после его прибытия на Коряжему, можно предположить, что он родом был или из Сольвычегодска или из ближайших его окрестностей. Он искал в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов. Преподобный Логгин, видя твердую решимость Христофора посвятить себя на служение единому Богу, постриг и приблизил к себе инока, стараясь передать ему все опыты и наблюдения своей долголетней, подвижнической жизни.

В первые годы устроения монастыря, подвижники во всём ощущали недостаток и часто не имели самого необходимого. В таких случаях преподобный говорил, что нужно радоваться этому подобно небесному дару, что это делает инока общником страстей Христовых, уподобляет святым угодникам и отличает любимцев Божьих от людей, преданных миру, что первые живут в скорбях и нужде, а последние наслаждаются довольством и счастьем.

Недолго суждено было Христофору пользоваться наставлениями своего учителя. Преподобный Логгин, пришедший на Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Видя ученика своего ещё не достигшим совершенства иноческого, он советовал ему после кончины своей оставаться дальше в обители и быть в таком же послушании игумену, как и ему самому. Христофор исполнил заповедь учителя и ещё десять лет подвизался в Коряжемской обители. Каждый день по несколько раз он приходил к его могиле, вспоминал наставления старца и спрашивал сам себя, так ли он живёт и подвизается, как тот учил его.

По мере усовершенствования в иноческих подвигах, в нём всё сильнее стало развиваться стремление к уединению, долго он боролся с этим желанием, но не мог его преодолеть и, наконец, вышел из монастыря и поселился в лесу, на вершине речки малой Коряжемки, в 20 верстах к югу от монастыря.

Здесь он стал подвизаться в совершенном безмолвии и уединении, часто целые дни и ночи проводил в молитве перед иконой Божьей Матери Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он устроил близ своей кельи часовню. Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим и ставить себе кельи близ его хижины и просить от него пострижения. Многие из молившихся в его часовне перед иконой Богоматери получали исцеление от своих болезней, это ещё более стало привлекать к пустыннику как богомольцев, так и желавших с ним сожительствовать, так что преподобный Христофор, против воли своей, должен был построить храм и принять начальство над составившейся обителью.

Около 1555 года церковь была освящена во имя иконы Божьей Матери Одигитрий, исцеления от которой, после освящения церкви, стали получаться ещё чаще. Кроме этой чудотворной иконы в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что ещё более прославило новую обитель, молва о которой достигла самой Москвы. Царица Анастасия Романовна, услышав о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы и о целебном источнике, пожелала пользоваться его водой и по приказу царя Иоанна Васильевича Христофор должен был лично доставить её ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по-царски наградил он старца, дав достаточную сумму денег на устройство обители. Вскоре его обитель ещё больше стала известной, а блаженный Христофор только и думал о безмолвии и уединении.

Поэтому вернувшись в монастырь, чтобы не показаться ослушником воли царской, преподобный вскоре приступил к устройству обители и храма Пречистой Богородицы, по окончании постройки, скрылся из обители. Тому, кто всецело предан был Богу и горел к Нему пламенной любовью, кто постоянно в сердце своем носил Христа, тяжело было оставаться в обители, заниматься и думать о чём-либо кроме Его одного. Преподобный Христофор вышел из обители в 1572 году, но куда скрылся, когда и как скончался, осталось никому неизвестным. В 1764 году пустыня его была закрыта и церковь обращена в приходскую.

Возврат к списку