=
Меню

Торговля и услуги

Торговля – это серьезный индикатор социально-экономического развития Вологодской области, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки местных производителей, малого и среднего бизнеса.

В консолидированном бюджете области 9,5%  поступлений приходится на поступления от торговли. Доля торговли в валовом региональном продукте составляет 11,8 %. Численность занятых в торговле 15,7% от общего количества занятых в экономике региона.


На территории Вологодской области функционирует более 9,5 тысяч объектов розничной торговли. Осуществляют свою деятельность федеральные сети «Магнит», «Пятерочка», «Лента», «Дикси», «Дисма», «О’Кей», «Народная 7Я семьЯ», МЕТРО-ПУНКТ «METRO Cash & Carry».

Текущие проблемы потребительского рынка обусловлены снижением покупательной способности доходов населения, а также внешними факторами – продуктовым эмбарго, нестабильностью курсов валют.  Но, в то же время нашей пищевой промышленности дается шанс наполнить полки магазинов качественной продукцией собственного производства.

Основной акцент следует сделать на развитие торговой инфраструктуры «шаговой доступности» во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства. Это прежде всего малые форматы торговли (в том числе небольшие магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки, сельскохозяйственные рынки).

В настоящее время в Реестр розничных рынков области включено 6 рынков (1 универсальный и 5 специализированных). На рынках предоставлено более 600 торговых мест.

Сегодня ярмарки – простая и важнейшая инфраструктура для роста предпринимательской активности в мелкой торговле, малом и среднем бизнесе и производстве.

Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары и, соответственно, дать толчок к увеличению их производства, а потребителю на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию.

В 2016 году проведено порядка  400 регулярных постоянно функционирующих ярмарок, на которых была представлена продукция как вологодских производителей, так и соседних регионов (Архангельской, Костромской, Ярославской областей и других). Ежегодно число ярмарок возрастает, соответственно увеличивается количество торговых мест.

В рамках заключенного соглашения между Правительством Вологодской области и Правительством Москвы проводятся регулярные Вологодские ярмарки в Москве. Для вологодских производителей данная ярмарка – это уникальная возможность выйти на новые рынки сбыта, представить новую продукцию и оценить ее конкурентоспособность; для москвичей и гостей столицы – возможность познакомиться с экологически чистыми вологодскими продуктами.

Действенным способом прямой дистрибуции для производителей продовольственных товаров является нестационарная (киоски, павильоны, лотки) и мобильная торговля (торговля с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств).

Для удаленных и малонаселенных пунктов мобильная торговля - один из немногих, а порой единственный способ снабжения жителей товарами.

Для поддержки торговли на селе в Вологодской области осуществляется стимулирующее воздействие на развитие системы потребительской кооперации: оказывается поддержка в рамках государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области», осуществляется финансовая поддержка с использованием механизма микрофинансирования через НО ВО «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства».

Правительством Вологодской области проводится политика по сохранению и наращиванию производства продуктов питания.

При Департаменте экономического развития области создан Совет по кооперации в сфере торговой деятельности на территории Вологодской области. Совет по кооперации – это площадка для установления прямого контакта между производителями продовольственных товаров и торговыми организациями.

 Оборот общественного питания по итогам 2016 года составил 6,5 млрд. руб. или 94,3 % в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. 


В области насчитывается 1,8 тыс. объектов общественного питания на 100 тысяч посадочных мест.

Наиболее популярным типом заведений общественного питания в городах являются кафе и рестораны, в районах области население продолжает пользоваться услугами столовых.

Такой положительной динамике способствует не только рост количества объектов общественного питания, но и активное развитие новых форматов торговли: еда на вынос, доставка готовых блюд на дом, кейтеринг, а также увеличение количества оказываемых ими дополнительных услуг: предоставление услуг Wi-Fi, организация детских, семейных праздников и других мероприятий, вызов такси для клиентов.

Таким образом, перспективой дальнейшего развития общественного питания в области должна стать многоформатность:

- развитие доступного массового питания для всех категорий населения в общедоступной сети;

- увеличение количества ресторанов и кафе с разными национальными кухнями;

- развитие придорожного сервиса;

- активное развитие новых форматов торговли: еда на вынос, доставка готовых блюд на дом, кейтеринг, нестационарные объекты общественного питания;

- модернизация и укрепление материально-технической базы социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений.