Меню

Архив выступлений и интервью

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1

Выступления, интервью

Тезисы выступления Губернатора области на расширенном оперативном совещании Правительства области

03.02.2015

Уважаемые коллеги!

На прошлой неделе Президент и Председатель Правительства обозначили федеральным и региональным органам власти основные задачи в текущем периоде, выполнение которых необходимо для развития экономики и социальной сферы. Символично, что утверждение программы первоочередных мер по обеспечению экономической и социальной стабильности происходило на фоне решения Евросоюза о продлении санкций против России. Это говорит о том, что давление из вне будет усиливаться и мы должны быть готовы противостоять всем трудностям. Те вызовы, которые стоят перед нами – это новая экономическая и геополитическая реальность, требующая от нас новой модели управления, основанной на принципах эффективности государственного управления, бережливости и конкурентоспособности.

Несмотря на все внешние сложности, в прошедшем году мы сохранили поступательное движение по ключевым направлениям и добились определенных результатов. 2014 год закончился для области ростом промышленного производства на 5,6%, что выше среднероссийского уровня (РФ – 101,7%).

Впервые за три года мы наблюдаем рост в производстве продукции сельского хозяйства – пусть и на полпроцента.

На 14% выросло число малых и средних предприятий области. Их оборот увеличился в 2014 году на 3%.

Ввод в действие жилых домов в 2014 году увеличился в 1,4 раза к аналогичному периоду 2013 года и достиг докризисного уровня.

И наша первоочередная задача сегодня – сохранить эти положительные тренды!

Тем не менее, к концу прошлого года мы ощутили первые проявления кризисных явлений. Рост потребительских цен, за счет скачка в последние три месяца, составил 12% (к декабрю 2013 года). Все это негативно отразилось на потребительском рынке области, розничный оборот которого впервые за последние годы показал отрицательный рост. Объем платных услуг, потребляемых населением, снизился на 3%.

Уже сегодня мы видим, что появляются трудности у предприятий и населения. Об этом говорит и последняя статистика по объемам просроченной задолженности по займам и кредитам. За 2014 год они увеличились в 1,9 раза!

Из-за роста издержек свободных средств у предприятий остается все меньше. В выигрыше оказались только те, кто работает на экспорт и не имеет задолженности в иностранной валюте. А таких в области немного.

А в целом же по итогам 2014 года прибыль крупных и средних компаний области (без сельскохозяйственных) уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 11%, что создает риски сокращения доходной базы бюджета.

Именно поэтому, оценив риски ухудшения социально-экономического положения региона, мы приступили к разработке Программы антикризисного управления. Все новогодние праздники и текущий месяц ушел на согласование наших общих подходов и выработку адекватных мер реагирования.

На сегодняшний день сформирован пакет документов: создан Антикризисный штаб под моим личным руководством, мы приступили к мониторингу стратегически важных для области предприятий и отраслей, ценовой ситуации на различных рынках, сформирована Программа антикризисного управления.

Но это только первый шаг! Теперь нам необходимо своевременно и согласованно реализовать все запланированные мероприятия! Ведь ответственность за социальную стабильность и экономическое развитие нашего региона лежит на нас с вами.

В центре нашего внимания в 2015 году будут следующие вопросы:

- поддержка агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности,

- сохранение сбалансированности бюджета, как залога финансовой безопасности региона,

- поддержка программ модернизации предприятий региона и развитие производственного сектора малого и среднего предпринимательства,

- недопущение дестабилизации рынка труда,

- социальная стабильность и выполнение всех взятых на себя социальных обязательств.

Теперь о конкретных направлениях работы в текущем году.

1. Первый вызов, на которой мы должны дать ответ, - угроза продовольственной безопасности области и ухудшение ситуации в агропромышленном комплексе региона.

Чтобы перерабатывающие предприятия не зависели от внешних закупок сельхозсырья считаю необходимым рассмотреть возможность развития новых перспективных направлений животноводства и растениеводства, а также расширить поддержку аграриев.

В соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на государственную поддержку сельского хозяйства предполагается выделение из федерального бюджета порядка 50 млрд. рублей. Механизм предоставления федеральных субсидий пока не определен, тем не менее, поручаю после его утверждения оперативно скорректировать региональную программу «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы» и необходимые документы для привлечения средств федерального бюджета в максимально возможном объеме.

Прошу руководителей сельхозорганизаций области актуализировать программы развития хозяйств и свои бизнес – планы исходя из складывающихся условий работы в сложной ситуации, а Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов совместно с сельхозтоваропроизводителями и обеспечить в текущем году производство основных видов продукции не ниже уровня 2014 года.

Необходимо уже сейчас начать работу с кредитными организациями для обеспечения сельхозтоваропроизводителей области кредитными ресурсами в объеме необходимой потребности для проведения сезонных полевых работ.

Уважаемые коллеги!

Продовольственная безопасность заключается и в ценовой доступности качественных продовольственных товаров. За 2014 год продукты на прилавках области подорожали на 16,4% (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года, рост цен на непродовольственные товары за данный период – 107,6%).

Уже сегодня мы предпринимаем усилия по сдерживанию цен. Мы обратились к 20 крупным предприятиям Вологодской области, которые формируют порядка 90% рынка, не повышать отпускные цены в течение 2015 года на социальную линейку товаров.

В результате «заморозить» цены на некоторые виды своей продукции согласились 5 мясо- и 5 молокоперерабатывающих предприятий области, а также 3 предприятия, которые выращивают картофель. Три местных хлебокомбината также готовы не повышать цены на социальные сорта хлеба и некоторые виды кондитерской продукции. В итоге нашу инициативу поддержали 16 крупнейших пищевых предприятий области.

Мы также обратились к представителям торговли с просьбой минимизировать наценки, особенно на социально значимые товары, к оптовым организациям - с предложением обеспечить двухмесячный запас продовольственных товаров длительного срока хранения – подсолнечного масла, крупы, сахарного песка, соли.

Я поручаю профильным Департаментам продолжить работу по данному направлению, не прекращать диалог с предприятиями области, помогать с продвижением продукции местного производства. Задача минимум на текущий год – увеличить долю продукции вологодских товаропроизводителей в обороте розничной торговли до 60%! И не допустить роста завоза продукции низкого качества из-за пределов нашего региона.

Необходимо обеспечить прямой доступ региональных производителей к рынкам сбыта их продукции, а население Вологодчины – качественной продукции. Поэтому поручаю разработать комплекс мероприятий по развитию на территории области многоформатной торговли и региональной сети «Настоящий Вологодский продукт». Пришло время оказать поддержку проектам предприятий потребительской кооперации.

2. Вторая угроза, вызванная внешними ограничителями, нависла над доходными источниками бюджета, и как результат, - финансовой устойчивостью области.

Бюджет – это баланс, где под каждую статью доходов запланированы определенные расходы. Поэтому, если мы сильно потеряем в доходах, мы будем вынуждены урезать и расходы. По предварительным расчетам, потери областного бюджета в нынешнем году могут составить от 4 до 10 миллиардов рублей.

На селекторном совещании у премьер-министра, на котором я присутствовал, регионам России было поручено пересмотреть свои бюджеты, соотнеся их с реальными возможностями, и сократить их в 2015 году на 10%, а далее - на 5% в течение ближайших трех лет, за счёт снижения неэффективных и непервоочередных затрат.

Прошу Департамент финансов организовать эту работу и представить свои предложения в кратчайшие сроки!

Но, несмотря на сокращение расходов, мы должны выполнить все взятые на себя социальные обязательства, сфокусировать расходы на решение тех вопросов, которые волнуют вологжан на основе мониторинга и социологических исследования. Мы приняли решение не сокращать объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов!!! Вместе с тем, прошу глав районов и городов в кратчайшие сроки представить свои предложения по блокировке неэффективных расходов местных бюджетов в зависимости от развития ситуации в каждом конкретном муниципалитете.

В первую очередь при рассмотрении вопроса сокращения расходов мы должны обратить внимание на сокращение расходных статей на государственное и муниципальное управление.

Предлагаю в текущем году для государственных и муниципальных служащих области не проводить индексацию и «заморозить» зарплаты. Мы продолжим оптимизацию в органах государственной власти и сократим аппарат на 10 % за счет передачи отдельных функций в МФЦ и подведомственные учреждения, а также продолжим оптимизацию управленческого аппарата на местах на 20 % за счет укрупнения сельских поселений и сокращения избыточных должностей.

Сокращая расходы, мы должны продолжить работу по мобилизации доходных источников. Это, в первую очередь, работа по налоговым и неналоговым поступлениям, нам необходимо выводить из «тени» скрытый сектор экономики (по нашим расчетам бюджет недополучает по этой причине около 5 млрд. рублей в год). Необходимо продолжить работу по привлечению средств федерального бюджета на софинансирование государственных программ области, а также развивать частно- государственное партнерство, максимально используя возможности бизнеса в условиях недостатка бюджетных средств.

Нам необходимо приложить все усилия для сохранения безопасности бюджетной системы. Мы не должны привлекать коммерческие кредитные ресурсы по завышенным ставкам, и нам необходимо продолжить работу по замещению дорогих банковских кредитов бюджетными (справочно: в федеральном бюджете предполагается выделение 160 млрд. рублей на предоставление бюджетных кредитов при условии реализации субъектами региональных планов устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году)!

3. Третий фактор нестабильности – угроза потери конкурентоспособности ряда наших ведущих предприятий на внутреннем и внешних рынках.

Несмотря на сложную ситуацию, мы не намерены отказываться и от финансовой и административной поддержки бизнеса.

Поручаю экономическому блоку Правительства области комплексно подойти к разработке Пакета мер поддержки малого и среднего бизнеса с учетом актуального запроса с его стороны.

В сегодняшних условиях регион обязан подставить бизнесу плечо.

С этой целью в 2015 году, в первую очередь, необходимо обеспечить доступность финансовых ресурсов, которые стали крайне дорогими в последнее время. Это предполагается достичь путем расширения объема и линейки доступных средств микрозаймов и гарантий, субсидирования процентов по кредитам под реализацию приоритетных региональных проектов, таких как «Синергия роста».

Второе. В целях недопущения «цепной» несостоятельности контрагентов – рассмотреть возможность использования схем факторинга для финансирования оперативной их деятельности, а также - осуществлять мониторинг ключевых и социально значимых предприятий области, моментально реагируя на кризисные проявления.

Третье. Продолжить работу по снижению административных барьеров для бизнеса в целом: сократить количество процедур, их стоимость и срок прохождения. Вологодчина должна стать комфортной не только для населения, но и привлекательной для предпринимательства.

Четвертое. Создать условия для поддержки малого и среднего бизнеса в государственных закупках, их доля должна составить не менее 15%! Наша задача – обеспечить поддержку региональным производителям товаров, работ, услуг, в том числе через систему государственного и муниципального заказа!

Кроме того, поручаю экономическому и финансовому блокам в ближайшее время подготовить предложения по дополнительной поддержке малых и средних предприятий, а также по сокращению налоговой нагрузки на бизнес!

Чтобы сохранить темпы промышленного роста, необходима модернизация предприятий. По последним данным статистики (за 2013 год), 40,9% основных фондов изношены и нуждаются в обновлении. В обрабатывающих производствах цифра еще выше – 43,6%. Поэтому в 2015 году мы впервые будем предоставлять субсидии для модернизации промышленных предприятий области!

В 2015 году главными для нас останутся внутренняя бизнес-кооперация и производственные программы замещения продукции, ввозимой из-за пределов области. Полагаю целесообразным развивать систему страхования экспортируемой продукции и оказывать дополнительную поддержку тем, кто работает на внешние рынки.

Прошу также наладить работу с федеральными фондами и подготовить пакет заявок от промышленных предприятий области для участия в их программах, в том числе программах импортозамещения.

4. Следующий риск - снижение инновационной активности предприятий.

Конечно, в последние годы есть положительная динамика по увеличению федеральных средств, привлеченных инновационными проектами области из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Для примера, по результатам 2014 года количество участников программы «УМНИК» увеличилось почти в 2 раза (с 37 в 2013 году до 63 в 2014 году), по количеству победителей – на 40% в 2014 году.

С 2015 года предусмотрено предоставление субсидий победителям программы «Старт». Она предусматривает предоставление денежных средств на реализацию проекта в течение 3 лет: на первый год – 1 млн. рублей безвозмездно, на второй и третий год – до 2 и 3 млн. рублей соответственно при наличии собственных средств.

Поручаю и в 2015 году продолжить привлечение федеральных средств на инновационные проекты области.

5. Угроза, которая нас может подстерегать в 2015 году, - нарастание социальной напряженности. В программе Федерации Правительство России заложило рост безработицы на 68%. Мы тоже должны быть готовы.

Для сохранения стабильности на рынке труда региональной власти совместно с работодателями и их работниками необходимо сосредоточиться на опережающем обучении и своевременной переквалификации работников. Этот рынок очень динамичен и сильно зависит от экономической конъюнктуры. На особый контроль мы должны взять ситуацию с необоснованным увольнением работников и ростом задолженности перед ними. Особенно тщательно необходимо подойти к вопросам использования иностранной рабочей силы и организации общественных работ. Важно повышать трудовую мобильность людей внутри региона.

Поручаю сформировать межтерриториальный и внутриобластной банк вакансий, в том числе с предоставлением жилья. Создать консультационные пункты для проведения предувольнительных консультаций. Организовать телефон «горячей линии» по трудовым вопросам. Обсуждать с работодателями вопросы организации общественных работ в организациях области.

Уважаемые коллеги!

Новые вызовы не отменяют наших обязательств перед жителями области!

Что бы мы ни делали и какие бы планы ни строили, мы должны, безусловно, обеспечить наши публичные обязательства, обеспечить их выполнение. Вместе с тем, в социальной сфере предлагаю внимательно провести анализ неэффективных и мало востребованных услуг, оптимизировать сеть государственных и муниципальных организаций с возможной передачей непрофильных функций в негосударственный сектор.

Что касается оказания социальной поддержки, то помощь должна стать максимально адресной. Как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев на совещании с главами регионов: «у нас система льгот довольно искореженная, … и в ряде случаев льготы получают люди, которые ни в каких льготах не нуждаются. С другой стороны, некоторые категории граждан их не получают, хотя могли бы и должны получать». Считаю, что необходимо сосредоточиться на оказании помощи тем, кто в этом действительно нуждается и перейти на заявительный принцип получения любой социальной помощи! Глубоко убежден, что каждый рубль государственных расходов должен быть эффективным.

Уважаемые коллеги!

2015 год потребует от нас максимальной консолидации и единения!

Все мы, представители разных уровней и ветвей власти, представители гражданского и медийного сообщества, представители различных сил на политической арене региона должны объединиться во благо одной цели – обеспечения социальной стабильности и достойного уровня жизни наших вологжан!

Считаю, что Общественная палата региона, созданные общественные советы и различные общественные площадки должны стать проводниками реализации наших решений и идей. Кроме того, предлагаю представителям гражданского общества стать экспертами и общественными контролерами в переходный период нашей истории. Общероссийский народный фронт может послужить для этого отличным примером!

Уверен, что депутаты Законодательного Собрания области будут работать с нами рука об руку и в оперативном режиме рассматривать необходимые к срочному принятию законодательные инициативы!

Знаю, что главы городов и районов уже приступили к созданию антикризисных штабов и планов по обеспечению экономической и социальной стабильности на местах. Уважаемые главы! Поверьте, у нас нет времени на раскачку и никто за нас с вами эту работу не сделает! Прошу представить планы в кратчайшие сроки, их реализацию мы будем отслеживать в оперативном режиме, в том числе заслушивая глав на заседаниях Правительства области.

Уважаемые коллеги!

У нас есть хороший опыт совместной работы, нацеленной на результат. Мы обязательно преодолеем все трудности. У нас все получится!

Только вместе и только вперед!

Возврат к списку